|
|
N°162, 02 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
K-159 будет поднят
Мир привык к тому, что наши лодки тонут
Затонувшая в Баренцевом море К-159 может быть поднята уже в следующем году. Так считает начальник Главного штаба российского ВМФ адмирал Виктор Кравченко. По его словам, российские специалисты вполне способны провести такую операцию, и технический проект операции уже разрабатывается. Однако лодку, лежащую на двухсотметровой глубине, не будут резать, как «Курск», АПЛ придется вытягивать на поверхность целиком. Адмирал Кравченко отметил, что К-159 необходимо поднять по той причине, что в ней остались радиоактивные элементы, которые просто необходимо выгрузить. Начальник пресс-службы Северного флота Владимир Навроцкий заявил, что проект подъема будет готов уже через два месяца. Впрочем, не все согласны с идеей подъема лодки. Неназванный представитель Минатома заявил Интерфаксу, что затонувшую субмарину «лучше не трогать». По его словам, реакторы АПЛ заглушены и заварены, и радиационной опасности для моря К-159 не представляет. Тем не менее главная проблема еще не решена: даже если будет принято окончательное решение о подъеме подлодки, нужно еще где-то отыскать деньги на эту весьма дорогостоящую операцию.
В то же время катастрофа К-159 показала, что Запад, кажется, начал привыкать к тому, что русские подлодки тонут. Когда три года назад ушел на дно «Курск», гибель гигантской субмарины надолго стала одной из основных тем СМИ. Несчастье с К-159 западная пресса восприняла едва ли не как бытовое ДТП. Когда погиб «Курск», России сочувствовали все страны. На этот раз соболезнования высказал лишь итальянский премьер Берлускони -- поскольку этот трагический момент пришелся на время визита российского президента. Возможно, виновата статистика: девять моряков, утонувших вместе с устаревшей утильной субмариной, -- это меньше, чем 118 человек, задохнувшихся внутри мощного ракетного крейсера. Но похоже, что не только масштаб катастрофы -- причина на редкость спокойного отношения прессы к этой трагедии. Теперь это всего лишь еще один повод «обратить внимание», как написала английская «Гардиан», на проблемы «стареющего флота русских атомных субмарин».
Многие отмечают, что на этот раз российские власти стали гораздо более открытыми. В течение нескольких дней после аварии «Курска» получить достоверную информацию о трагедии было практически невозможно. Сейчас данные о затонувшей АПЛ поступали практически без задержек. Признание неблагополучного состояния с дисциплиной на отечественном флоте, сделанное Владимиром Путиным и министром обороны Сергеем Ивановым, оказало определенный положительный эффект. Но научившись открыто признавать свои ошибки и не пугать мир завесой таинственности, мы, к сожалению, не научились этих ошибок избегать. Остальные страны привычно признали, что следить за состоянием собственных подлодок Россия не в состоянии. Кроме того, определенные опасения вызвали настойчивые уверения российских официальных лиц в полной безопасности реакторов К-159. Возможно, АПЛ стоит поднять хотя бы ради того, чтобы исключить все сомнения в том, что Баренцево море вблизи берегов Мурманской области не будет заражено радиацией.
Владимир ДЗАГУТО