|
|
N°161, 01 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дети солнца промочили ноги
Ли Перри проигнорировал московский регги-фестиваль
В субботу московские растаманы дружно провожали уходящее лето. Но для настоящего растамана солнце светит круглый год, а посему ожидаемые проливные дожди почти не омрачили праздника. К тому же обширный интернациональный фестиваль музыки регги проходил в крытом Дворце спорта в Лужниках, и многочисленным последователям Боба Марли приходилось опасаться не столько погоды, сколько недружелюбных охранников. Те, добросовестно поддерживая стереотип поведения милиции, гоняли жаждущих солнца и Ямайки стадами и просто решили проблему воскурения травы жизни: выводили каждого, у кого в руках была хотя бы зажженная сигарета. Чтобы неповадно было.
Нынешний фестиваль, что нетипично для громких регги-концертов, не был формально приурочен ни к чему: до дней рождения Боба Марли, императора Эфиопии Джа Растафара и прочих культовых фигур еще долго. Статусным для людей в радужных одеяниях и с семилистником на груди этот концерт стал благодаря программе. Одна из жемчужин феста -- бывалый продюсер Mad Professor, который, хотя и уже бывал в России, обещал устроить феерическое шоу. Неожиданностью для всех стало явление «специального гостя» -- Бориса Гребенщикова. (Патриарх обычно сторонится младого племени регги-музыкантов.) Само собой, в Лужниках выступил и костяк популярных молодых групп, благодаря которым лозунги «Ямайка», «Джа Растафара» и «Легализация» все чаще звучат на московских улицах, -- играли «Маркшейдер Кунст», «Джа Дивижн», «Карибасы», «Пятница». Самым вкусным блюдом должен был стать Ли Перри по прозвищу Scratch, человек-легенда, продюсер, что вывел в люди Боба Марли, изобретатель музыки даб, богатой на волнообразные ритмы, глубокие басы и первозданное счастье, просто энергичный и обаятельный дедушка.
Первой выступила группа «Джа Дивижн». Бесшабашный коллектив, возглавляемый сыном кубинского революционера Гербертом Моралесом, уже не первый год остается для раста-движения лидером. Базовые понятия вроде «позитивных вибраций», «корней Земли» и «армии Джа» растаманы, как правило, начинают впитывать с музыкой этой группы. Бывалым последователям религии раста хотелось увидеть что-то более продвинутое, посему «Джа Дивижн» расшевелили только наивный молодняк. Затем были «Карибасы» -- группа, в которой успели поиграть множество культовых андеграунд-музыкантов. Их медитативная электронная музыка куда сложнее, чем блаженные вопли Геры Моралеса, но те, кто все же проникся ей, были близки к нирване. Парад молодых продолжила «Пятница» -- настоящая группа-сенсация из Харькова, успевшая за какие-то полгода покорить московские клубы и растопить самые холодные сердца. Балансируя на грани рифмованной бессмыслицы и виртуозной словесной эквилибристики, эпатажный акустический дуэт, представивший новую песню, «зажигал» так, что плясал и скандировал весь зал. Ну а под самый знаменитый их номер -- гимн СССР в регги-исполнении -- Лужники слились в солнечном экстазе.
Борис Борисович, как его уважительно величают поклонники, хотя и адресует свою музыку сверстникам, в этот раз не уступил насквозь молодежной «Пятнице». Накануне пятидесятилетия главный музыкант страны все серьезнее увлекается раста-культурой, и программа «Аквариума» была соответствующей. Спели «Вавилон» и другие шлягеры, спели про «растаманов из глубинки», представили новую песню и напоследок сыграли культовую No woman no cry Боба Марли. Не так уж вроде бы и вписывающийся в компанию беззаботных растаманов и остающийся философом больше, чем музыкантом, Гребенщиков стал настоящим хедлайнером: таких оваций в этот вечер не сорвал больше никто.
Чернокожий клавишник и MC, то есть «заводила», Mad Professor играет музыку до предела легкомысленную, ритмичную и зажигательную: незамысловатые клавишные пассы и басовое сумасшествие и сонного слона расшевелят. Публика веселилась от души -- пол натурально дрожал. Но большинству зрителей даже Mad Professor казался прелюдией к выступлению великого и ужасного «Скрэтча». Патриарх даба не спешил явить свой лик москвичам. «Чокнутый профессор» играет уже больше часа, а Перри все не выходит на сцену. Что-то идет не так. Mad Professor растерянно переглядывается с музыкантами и техническим персоналом, тянет время, обращаясь к публике: «Вы не устали? Тогда вот вам еще один суперхит!», «А сейчас -- классика. Россия, подпевай!», «А теперь наша последняя песня», «Ну что, хотите еще одну? Начинаем!». Тянуть выступление весь вечер невозможно. Угомонившись, Mad Professor покинул сцену под усталые аплодисменты -- а за ним не было ничего. Организаторы призвали разойтись по домам.
Как ни грустно, последний летний концерт лета суперсобытием не стал. Раста-движение в России набирает обороты, и «что-нибудь эдакое» затевается каждый месяц -- вспомним хотя бы недавние «Дудки». От фестиваля ждали особого размаха, новых течений, Ли Перри, наконец. Получилось весело, но обычно: дредды, береты, Боб Марли, конопля, Джа с нами, солнце светит. И сразу после концерта пошел дождь.
Игорь ВЕСЕЛОВ