|
|
N°161, 01 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Атомоходы на дне
До 30 августа 2003 года на дне океана находились четыре советские АПЛ. Первая атомная субмарина погибла в 1970 году. Подлодка К-8 класса «Ноябрь» затонула в Бискайском заливе на глубине 4680 метров после сильного пожара на борту. Тогда погибли 52 человека, часть экипажа удалось эвакуировать.
Вторая катастрофа произошла в октябре 1986 года в районе Бермудских островов. На АПЛ К-219 (класс «Янки») в одной из шахт произошел взрыв ракеты. Лодке удалось всплыть, но в ракетном отсеке начался пожар. Экипажу пришлось покинуть лодку, и 6 октября она затонула на глубине 5 тысяч метров. Погибли четверо моряков. На К-219 были два реактора и 16 ядерных ракет.
7 апреля 1989 года в Норвежском море затонула одна из самых мощных советских АПЛ, К-278 «Комсомолец» (класс «Майк»). На глубине 160 метров возник пожар в одном из отсеков. Субмарина смогла всплыть, но потушить возгорание экипажу не удалось. Было принято решение об эвакуации моряков на спасательных плотах, но их на всех не хватило. Большая часть личного состава «Комсомольца» -- 42 человека -- погибли, пришедшее на выручку судно обнаружило лишь 25 живых моряков. Все три АПЛ затонули на больших глубинах, и потому их подъем на поверхность представляется невозможным.
Еще одну атомную субмарину СССР затопил намеренно. В 1981 году в Карском море была «захоронена» К-27 (класс «Ноябрь»). В мае 1968 года во время испытаний экипаж совершил ошибку при управлении ядерным реактором, произошел выброс радиоактивных газов. Лодку удалось сохранить на плаву, но для дальнейшего использования она стала непригодна. Это единственный случай затопления целой субмарины, еще несколько раз на дне северных морей производились захоронения забетонированных реакторных отсеков АПЛ.
По крайней мере две затонувшие АПЛ удавалось поднять на поверхность. В июне 1983 года на Тихоокеанском флоте в бухте Саранной на Камчатке произошла авария АПЛ К-429 (класс «Чарли-I»). Из-за ошибки неподготовленного экипажа во время пробного погружения через незакрытые вентиляционные отверстия внутрь лодки попала вода. Субмарина легла на дно на глубине 35 метров. Двум членам экипажа удалось всплыть на поверхность и подать сигнал о помощи. Потом на поверхность поднялись остальные выжившие. Всего на К-429 погибли 16 человек. В следующем году АПЛ удалось поднять и отбуксировать на базу в бухту Крашенинникова. Однако в сентябре 1985 года субмарина утонула вторично -- К-429 погрузилась в воду прямо у пирса.
А 12 августа 2000 года в Баренцевом море во время учений затонул АПРК К-141 «Курск» (класс «Оскар-II»). На борту подводного ракетного крейсера сдетонировало топливо одной из торпед. Субмарина легла на дно на глубине 108 метров. Извлечь экипаж из затонувшей подлодки военным не удалось -- все 118 человек погибли. «Курск» подняли на поверхность в октябре 2001 года и отбуксировали на судоремонтный завод «Нерпа» для утилизации.
Владимир ДЗАГУТО