|
|
N°161, 01 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Субмарины ждут утилизации годами
Затонувшая в Баренцевом море подводная лодка К-159 вновь напомнила нынешним руководителям России о ряде серьезных просчетов их предшественников. Советские вожди, дав добро на массовое производство подводных атомоходов, как-то не задумывались о том, что это оружие сдерживания заокеанских агрессоров совсем не вечно и что каждой «усталой подлодке» со временем нужно будет найти приют, и желательно, подальше от мирных людей. Понимание этого пришло лишь в середине 80-х -- когда несколько десятков атомных субмарин первого и второго поколений не только морально устарело, но и выработало свой ресурс. За прошедшие полтора десятилетия количество списанных атомоходов уже перевалило за 150, однако утилизированы полностью, как того предусматривают специальные технологии, лишь единицы. Не успели до пришествия капитализма.
Утилизация старых лодок относительно благополучно финансировалась государством лишь до начала 90-х годов. С субмарин снималось вооружение, корпуса резались на металлолом, а отработавшее ядерное топливо отправлялось на хранение и переработку на челябинский химкомбинат «Маяк». Потом начались бюджетные перебои, и подводные лодки, а вместе с ними и проблемы стали накапливаться у пирсов.
Лишившийся привилегий флагман атомной отрасли «Маяк» требовал с флота деньги за прием топлива с подлодок, нужны были также средства на постройку новых контейнеров для перевозки радиоактивных отходов, строительство инфраструктуры, перевалочных баз для ОЯТ и т.п. А из федерального бюджета на утилизацию АПЛ поступали буквально крохи. Редкие попытки продать на лом остатки корпусов атомоходов и близко не окупали расходы на полную утилизацию. В итоге лодки решили оставить на базах «до лучших времен» -- ведь их содержание на плаву у пирса стоит на порядок дешевле, чем их разрезка и перевозка атомного топлива. В 1998 году было подсчитано, что на программу по утилизации субмарин до 2010 года необходимо 20 млрд руб. Содержание же АПЛ на временном приколе требует всего нескольких миллионов рублей в год.
Однако «лучшие времена» до сих пор так и наступили, хотя ситуация с госфинансированием в последние годы несколько улучшилась. Например, в 2002 году на утилизацию было выделено 1,5 млрд руб. Это больше привычного для моряков порядка цифр, но все равно меньше необходимого (флот запрашивал 2,5 млрд). В любом случае за прошлый год удалось утилизировать 17 АПЛ. Но, по неофициальным оценкам, это лишь десятая часть подлежащих переработке субмарин, которые не могут находиться на плаву вечно, хотя бы из-за того, что коррозия медленно разъедает их корпуса и появляется риск экологической катастрофы.
Причем неверно полагать, что об экологической угрозе последнее десятилетие твердят только «зеленые» и примкнувшие к ним отставники-«отщепенцы» вроде капитанов Александра Никитина и Григория Пасько. И командование флотов, и некоторые государственные деятели в нашей стране уже давно поняли, что ядерный шантаж -- едва ли не единственный способ добиться относительно сносного финансирования работ по утилизации. Если не из бюджета, то хотя бы из-за границы. В Скандинавии, Японии и США судьба ржавеющего советско-российского атомного флота вызывает понятное беспокойство, поскольку возможное радиоактивное загрязнение при затоплении старых АПЛ может затронуть и соседние страны. В течение 90-х годов определенные суммы Северному флоту на утилизацию стратегических лодок подбрасывались по линии советско-американского Соглашения о совместном уменьшении угрозы (программы Нанна--Лугара), небольшие средства давала Европа. После того как в бытность приморским губернатором Евгений Наздратенко грозился слить в Японское море два переполненных танкера с жидкими радиоактивными отходами Тихоокеанского флота (и даже распорядился вывести суда с базы), понимание было найдено и в Стране восходящего солнца.
В итоге к 2002 году западными странами на утилизацию наших лодок было выделено около 540 млн долл. И помощь продолжает поступать. Совсем недавно, в июне 2003 года, Норвегия согласилась выплатить 10 млн евро на утилизацию двух АПЛ на Северном флоте. А в мае в Швеции было подписано Соглашение о многосторонней ядерно-экологической программе в России, которое позволило высвободить как минимум 62 млн евро, собранных в Европе на утилизацию наших АПЛ. Япония же затратила 35 млн долл. на постройку плавучего комплекса «Ландыш» по переработке топлива, а в июне этого года Токио согласился целиком профинансировать утилизацию одной из тихоокеанских подлодок.
Тем не менее даже при наличии финансирования ныне имеющаяся в России инфраструктура не способна быстро утилизировать скопившиеся АПЛ. Так, мощность завода «Нерпа» в Снежногорске (Мурманская область) -- всего четыре лодки в год. Достроенный к 2002 году в Северодвинске завод по выгрузке топлива с АПЛ справляется за год с шестью субмаринами. Дальневосточный завод «Звезда» в поселке Большой Камень может утилизировать состарившиеся АПЛ Тихоокеанского флота лишь за десять лет. Постройка же новых мощностей требует еще больших затрат.
Владимир ДЗАГУТО