Время новостей
     N°161, 01 сентября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.09.2003
Белорусская доля
Центробанк России готов принять сразу двух представителей от Лукашенко
Россия продолжает торопить Белоруссию с подписанием соглашения о введении единой валюты на территории двух стран. В субботу председатель Центробанка России Сергей Игнатьев сообщил еще об одной тактической уступке, на которую готова пойти Россия, чтобы достичь стратегической цели -- введения единой валюты, как стороны и договорились ранее, с 1 января 2005 года. Уступка заключается в том, что в совет директоров Центробанка от Белоруссии войдут два человека, а не один, как планировалось. Белоруссия, разумеется, не сможет печатать рубли, но получит возможность оказывать большее влияние на принятие решений в области денежно-кредитной политики. Так объяснил белорусскому президенту его выгоду г-н Игнатьев, предложив тому не затягивать с подписанием соглашения.

Высказывание г-на Игнатьева стало на прошлой неделе уже четвертым заявлением официального лица относительно сроков введения единой валюты. Обмен любезностями между Россией и Белоруссией начался в среду. Александр Лукашенко заявил, что торопиться с объединением валют не стоит, так как он боится, что Белоруссия окажется в роли подчиненного государства. Кремль это неприятно удивило, так как в течение последних двух месяцев разработкой условий соглашения занималась совместная рабочая группа и стороны, казалось, нашли компромисс. Поэтому на следующий день после заявления г-на Лукашенко последовал довольно жесткий ответ Владимира Путина, в котором президенту Белоруссии предлагалось подписать соглашение в ближайшее время. На это г-н Лукашенко сообщил, что дал поручение своим чиновникам как можно быстрее подготовить отчет о том, на какой стадии находится работа. Правда, он добавил, что введение российского рубля должно быть увязано с выполнением других договоренностей, указанных в договоре о создании единого государства. Например, надо принять конституционный акт единого государства. Понимая, что сделать это быстро невозможно, г-н Лукашенко тем самым дал понять Кремлю, что готов выслушать, на какие уступки могут пойти российские власти.

В связи с этим увеличение квоты представителей Белоруссии в составе совета директоров ЦБ, на чем Минск настаивал уже давно, как раз и является одной из возможных уступок. Кроме того, за Нацбанком Белоруссии (НББ) помимо права регулирования банковской системы и организации расчетов останется право контроля объема безналичной эмиссии. Россия также согласилась повысить для НББ и лимиты прироста основной части активов.

Впрочем, по всей видимости, это не последние уступки со стороны Москвы. Г-н Лукашенко не может не понимать, что Кремлю и по политическим, и по экономическим соображениям важно подписать соглашение именно сейчас. Российская экономика на подъеме, и единый рубль наверняка будет укрепляться, так что Москве терять время было бы неразумно. И хотя в открытую Александр Лукашенко уже побоится тормозить введение единого рубля, не исключено, что в ближайшие недели торг продолжится на уровне министров финансов и глав центральных банков.

Поводом вполне могут стать все те же квоты Минска в совете директоров ЦБ. Ведь если численность этого органа с приходом белорусских коллег по-прежнему составит семь человек, то представительство белорусов будет в нем выглядеть более чем солидно. Но если совет директоров расширится до девяти человек, то «белорусская доля» смотрится уже несколько по-иному. Хотя, если анализировать всю ситуацию всерьез, принципиальной разницы и не видно.

Ирина СКЛЯРОВА
//  читайте тему  //  Россия и Белоруссия