|
|
N°161, 01 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Tati на пороге финансового краха
Однако он вряд ли затронет магазины компании в России
Руководство французской компании Tati подало в коммерческий суд Парижа заявление о признании группы неплатежеспособной. В случае если суд не найдет инвестора, популярная прежде сеть магазинов будет окончательно закрыта. Возможно, судьба компании решится уже завтра. Накануне обращения в суд ее руководство заявило о снижении заработной платы персоналу на 50%.
Tati, существующая с 1948 года, сейчас имеет сеть магазинов во Франции, Швейцарии, Ливане, Израиле, Германии, Кот-д`Ивуаре, Бельгии, Камеруне, Габоне и других странах, в том числе в России. На условиях франчайзинга в России работают четыре магазина в Москве и три в регионах. В фирменных магазинах под этой маркой представлена дешевая одежда, косметика и товары для дома, производящиеся в разных странах. В 2002 году, по данным агентства France Presse, операционные убытки Tati составили 10,5 млн евро. Объем продаж упал на 9% -- до 150 млн евро.
Аналитики полагают, что финансовый крах розничной сети связан с ростом благосостояния французов, а также ошибками в коммерческой деятельности в последние пять лет, когда компания начала терпеть убытки. Французская газета Le Figaro отмечает: "Реалии современного потребительского рынка таковы, что первостепенное значение начинает приобретать не цена продукции, а марка, под которой она выпускается. Именно поэтому в последнее время магазины Tati приносили ощутимую прибыль лишь в российской столице». Общую ситуацию как нельзя лучше характеризует магазин на Пятой авеню в Нью-Йорке, приносящий лишь одни убытки. Как пишет газета, руководство Tati совершало последовательные ошибки начиная с 1992 года, когда предприняло попытку создать узнаваемый бренд для своей продукции, сохранив в то же время низкие цены на товары. Коммерчески невыгодными, вопреки ожиданиям аналитиков компании, оказались сети Tati mariees, где продавались по низким ценам платья для новобрачных, а также Tati bonbons и Tati d'or.
В Tati никогда не говорили о российском обороте. Около года назад Жан-Люк Себан, президент компании «Tati-Россия», заявил газете «Время новостей»: ««Я очень доволен развитием Tati в России. Однако говорить о цифрах, думаю, не стоит. Могу сказать только, что по количеству продаж Россия следует сразу за Францией. Мы надеемся, что в скором времени Россия даже ее перегонит». Кроме столицы французы уже успели освоить рынок дешевых товаров Красноярска и Самары. Тогда же г-н Себан говорил, что в течение пяти лет он планирует открыть в России около 50 магазинов. Руководство компании еще год назад было уверено в том, что эта мечта вполне осуществима и принесет значительный доход, так как концепция Tati идеально вписывается в российскую действительность. Особенность Tati -- в ее ценовой политике. И, как утверждает г-н Себан, это никак не отражается на качестве товаров. Компания удерживает низкие цены благодаря тому, что ее прибыль складывается не за счет больших наценок на продаваемый товар, а за счет существенного увеличения объема продаж. Так, доля изделий стоимостью ниже 10 долл. составляет 93% от общего объема продаж. В российском представительстве компании отмечают, что у нас французские магазины работают на условиях франчайзинга, поэтому независимо от того, чем закончится история с компанией во Франции, в России ее магазины не закроются.
Екатерина САШЕНКО