|
|
N°161, 01 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Божья благодать» против ядерного Ирана
Россия и Евросоюз требуют от Тегерана лояльности
Чем меньше времени остается до 8 сентября, когда в Вене состоится заседание совета контрольных управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), тем туже завязывается «иранский узел». Решения предыдущей сессии МАГАТЭ в июне в определенной степени сняли накал страстей вокруг «мирной» иранской ядерной программы, которую США рассматривают в качестве маскировки стремления Тегерана заполучить атомное оружие и стать ядерной державой. Но последние инспекции МАГАТЭ обнаружили следы обогащенного урана на одном из ядерных объектов в иранском городе Нетензе. Об этом свидетельствует доклад, подготовленный к предстоящему заседанию агентства, утечки из которого попали в прессу на прошлой неделе.
Официальный Тегеран оперативно отреагировал на этот крайне неприятный для него сюрприз. Не опровергая приведенных фактов, глава иранского МИДа Камаль Харрази заявил 29 августа, что «оборудование и материалы, вывезенные Ираном из-за границы, были зараженными». По его словам, «инспекторы МАГАТЭ ведут поиски источника этого заражения, и на данном этапе, как заявили специалисты агентства, никто не должен делать вывод об атомных программах Ирана».
Однако эти объяснения, судя по всему, не произвели должного впечатления не только на американцев, априори считающих иранцев лгунами, но и на европейцев, отношение которых к Тегерану традиционно более лояльное хотя бы потому, что в основе его весьма выгодное экономическое сотрудничество. Об этом свидетельствует серьезное предупреждение иранским руководителям, сделанное на днях прибывшим в Тегеран с двухдневным визитом координатором Евросоюза по внешней политике Хавьером Соланой.
Как сообщает Би-би-си, высокопоставленный чиновник ЕС заявил, что «если Иран не подпишет дополнительный протокол к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), то ничем хорошим это не закончится». По словам г-на Соланы, избежать «нежелательного влияния на связи ЕС и Ирана можно только в том случае, если в переговорах Тегерана с МАГАТЭ вскоре наметится прогресс».
Комментируя это заявление, больше похожее на ультиматум, Би-би-си напоминает, что ранее некоторые страны Евросоюза дали понять: в случае отсутствия такого прогресса они прекратят переговоры по торговому сотрудничеству с Ираном. Такой поворот событий выглядит для иранцев, пожалуй, еще более болезненным, нежели угрозы со стороны традиционного врага, Америки. До последнего времени Иран рассматривал, и не без оснований, Западную Европу в качестве если не союзника, то хотя бы баланса, уравновешивающего враждебное отношение Соединенных Штатов.
Впрочем, неожиданную поддержку получил Тегеран на днях от главы МАГАТЭ Мохамеда Аль-Барадеи. В интервью журналу «Штерн» он обвинил Вашингтон в применении двойных стандартов. «США требуют, чтобы у других государств не было ядерного оружия, а сами тем временем вооружаются». Г-н Аль-Барадеи упрекнул американцев, что вопреки обязательствам по членству в ДНЯО они разрабатывают атомные мини-бомбы для поражения подземных бетонных бункеров. Главный международный «атомщик» философски замечает, что «нет плохого и хорошего ядерного оружия». А потому нельзя считать, что к первому вроде бы стремятся «злонамеренные» Иран и Северная Корея, которым надо дать по рукам, а второе, «хорошее» оружие совершенствует «высший разум» в лице США, и это «сама благодать божья». Режим нераспространения един для всех и неделим, заключает Мохамед Аль-Барадеи.
Но не успели иранцы порадоваться, прочитав «Штерн», как до них дошло из Пекина сделанное там вчера заявление замминистра иностранных дел России Александра Лосюкова. «Мы не можем препятствовать обсуждению вопроса (об иранской ядерной программе. -- Ред.) на Совбезе ООН», -- сказал российский дипломат. Именно туда стремится перевести из МАГАТЭ обсуждение иранской темы Вашингтон, что грозит Тегерану серьезными санкциями. В интервью газете «Время новостей» генеральный директор российского Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров заявил, что «заявление Лосюкова свидетельствует о трансформации позиции России и является серьезной уступкой Штатам». По мнению г-на Раджабова, это «подорвет доверие других стран к России, но самое худшее, может изменить решение Тегерана заключить с Москвой контракт на строительство второй очереди АЭС в Бушере».
Аркадий ДУБНОВ