Время новостей
     N°161, 01 сентября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.09.2003
Черный «Ноябрь» в августе
Атомная субмарина утонула из-за халатности
Традиционно тяжелый для России август и в этом году не стал исключением. В предпоследний день лета с Северного флота опять пришла трагическая новость - в ночь на субботу в трех милях северо-западнее острова Кильдин в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка «К-159» (проект «Ноябрь» по классификации НАТО). Старая субмарина, выведенная из боевого состава ВМФ еще летом 1989 года, во время буксировки на утилизацию с базы Гремиха на завод СРЗ-10 в городе Полярный оторвалась от понтонов и пошла на дно. Из десяти членов сопровождающего лодку в последний путь экипажа лишь трое попытались покинуть ее. Тела двоих моряков впоследствии были извлечены из ледяной воды, в которой человек может жить не более 30-40 минут. Причина смерти - переохлаждение. И лишь один подводник - командир группы дистанционного управления старший лейтенант Максим Цибульский - остался в живых.

Поиски других членов экипажа начались с опозданием - поднятые по тревоге поисковые вертолеты не знали, что на завод для утилизации направлялось одновременно две субмарины, и, обнаружив в море лодку, поначалу дали «отбой». Впрочем, попытки спасти моряков (срочников в экипаже не было, только офицеры, мичманы и контрактники), похоже, были заранее обречены на провал - лодка ушла под воду с незадраенной рубкой. Но спасательные группы продолжали работать в течение всей субботы. Затем командование ВМФ получило данные об отсутствии звуков в корпусе субмарины и признало, что надежд на спасение нет. Вчера губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов объявил траур на территории своего региона, а министр обороны Сергей Иванов заявил, что траурные мероприятия пройдут во всех частях Северного флота.

Вчера же министр и главком ВМФ Владимир Куроедов довольно уверенно говорили и о причинах катастрофы - пресловутом «человеческом факторе». Причиной гибели лодки, как считают специалисты, стало нарушение правил буксировки. Последний раз «К-159» ходила в море в 1983 году, уже тогда лодка теряла плавучесть в надводном положении. Исходя из этого, ее следовало, по выражению моряков, «законвертовать» - то есть заварить все забортные отверстия, задраить и прихватить сваркой люк верхней рубки и только после этого буксировать без экипажа. При буксировке же со швартовочной командой необходимо было предусмотреть аварийно-спасательное обеспечение. Однако на «К-159» не было электроэнергии, не работала главная осушительная магистраль и воодотливные средства. Буксировали ее на четырех понтонах, и, когда ночью разразился шторм, плохо закрепленные понтоны сорвало, лодка потеряла устойчивость и пошла под воду. По мнению Сергея Иванова, должностные лица Северного флота понадеялись на «русский авось, на то, что все обойдется». Главком Куроедов был более резок в оценках и назвал действия своих подчиненных беспечностью и халатностью. «Море не прощало и не простит такой беспечности»,- подчеркнул он.

Не намерена прощать ее и прокуратура. Главный военный прокурор уже возбудил уголовное дело по статье «Нарушение правил кораблевождения». Впрочем, как пояснил вчера Сергей Иванов, погибшие моряки в катастрофе не виновны. Следственные действия будут вестись в отношении должностных лиц Северного флота, в частности - заместителя командира дивизиона подводных лодок капитана 2 ранга Сергея Жемчужнова, который руководил с командного пункта переходом в Полярный. Именно он принял решение на буксировку вопреки прогнозам синоптиков. Прокуратурой отмечено и отсутствие должной решительности при проведении спасательных работ. По словам министра обороны, были нарушены технические нормы буксировки, а реакция на отрыв лодки от буксира была запоздалой.

Сейчас К-159 лежит на глубине 138 метров горизонтально с креном 3 градуса на левый борт. И хотя радиационный фон в районе катастрофы не превышает нормы (что подтверждается и докладами российских военных, и Государственный центр радиационной безопасности Норвегии), судьба реакторов вызывает определенные опасения как у экологов, так и у российских властей. Несмотря на то, что реакторы были заглушены в 1989 году, степень их герметизации нельзя считать вполне надежной, учитывая возраст лодки и самих реакторов первого поколения.

Сергей Иванов уже пообещал, что К-159 будет поднята на поверхность. Министр обороны приказал научно-исследовательским организациям ВМФ подготовить соответствующие технические документы, и командование уже прорабатывает возможные варианты подъема АПЛ. По мнению военных, технически такая операция вполне осуществима. Тем более, что водоизмещение «К-159» примерно в четыре раза меньше, чем «Курска». Однако он лежит на значительно большей глубине. Правда, раздавая обещания перед телекамерами, г-н Иванов не уточнил, будет АПЛ поднята своими средствами или придется прибегнуть к иностранной помощи.

Примечательно, что министру обороны в течение недели пришлось дважды обвинять в «легкомыслии и халатности» своих подчиненных. Напомнил, что именно этими причинами г-н Иванов объяснил не только катастрофу К-159, но и недавнюю гибель во время маневров двух боевых вертолетов Ми-24. «Это ЧП (затопление АПЛ) в сотый и двухсотый раз подтверждает простую истину: ко всем инструкциям, приказам и наставлениям надо относиться со стопроцентной серьезностью. Иначе рано или поздно будут наступать такие трагические последствия, в результате которых гибнут невинные люди», - заявил вчера министр обороны. После чего дал новый приказ - запретил транспортировать списанные атомоходы с помощью понтонов.

АПЛ К-159 (проект 627А «Ноябрь», по классификации НАТО -- «Кит») спроектирована в морском бюро машиностроения «Малахит» в Санкт-Петербурге, строилась в Северодвинске, спущена на воду в 1963 году. Всего было построено 14 ПЛ этого проекта. Основное их предназначение -- проведение боевых операций против крупных надводных судов противника, в том числе соединений авианосцев и линейных кораблей. На вооружении лодки были восемь 533-мм торпедных аппаратов, 24 торпеды, которые могли оснащаться ядерными боеголовками. Экипаж 110 человек. Водоизмещение надводное 3100 тонн, подводное 4800 т. Размеры лодки: 109,7х9,1х6,7 м. Силовая установка: ядерный реактор с водяным охлаждением и две паровые турбины общей мощностью 35 тыс. л.с. Скорость при подводном ходе 30 узлов. Основной недостаток лодки -- частые аварии реакторов и высокая шумность под водой. В апреле 1970 года одна из АПЛ данного проекта в результате пожара на борту погибла у юго-западных берегов Англии, экипаж спасся.

Николай ПОРОСКОВ