|
|
N°161, 01 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Если нагадили, надо за собой убрать»
Экологи припомнят России все затопленные реакторы
Появление на дне Баренцева моря новой атомной подводной лодки, затонувшей во время буксировки на судоремонтный завод, вызвала нешуточное беспокойство международных экологических организаций. Несмотря на бравурные заверения российских военных о том, что все необходимые меры обеспечения радиационной безопасности были предприняты еще двадцать лет назад, экологи опасаются, что ржавый корпус 40-летней субмарины может не выдержать давления воды на глубине, а динамический удар лодки о грунт мог привести если не к смещению поглотителей и саморазгону реактора, то по крайней мере к вымыванию из него примерно тонны отработанного ядерного топлива, активность которого составляет 750 кюри на килограмм. Руководитель петербургского отделения международной экологической организации «Беллона» -- бывший офицер Северного флота, капитан первого ранга Александр Никитин отметил, что предпринятые в 80-х годах меры по консервации лодки были направлены на обеспечение безопасности в штатном режиме, а не в аварийных ситуациях. «Более того, за последние десятилетия состояние защиты реакторов подлодки никем не контролировалось», -- подчеркнул он.
В беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» г-н Никитин подчеркнул, что даже успешный подъем К-159 не решит всех накопившихся проблем утилизации старых российских подводных лодок. Из-за недостатка средств устаревшие субмарины просто отправлялись на «отстой»: реакторы консервировались спецраствором, балластные цистерны подкачивали с берега сжатым воздухом для поддержания лодок на плаву. В таком состоянии подлодки ждут утилизации по двадцать и более лет. На них даже числится сокращенная на две трети команда, состоящая из нескольких матросов-срочников и опальных, сосланных на «отстой» за различные провинности офицеров. Со временем лодки ржавеют и держатся на плаву лишь благодаря понтонам. Некоторые лодки тонули прямо у пирсов, заливая реакторы морской водой и создавая угрозу радиоактивного заражения не только собственной базы, но и целого региона.
Впрочем, до недавнего времени даже утилизация атомохода на специализированном предприятии не гарантировала защиту окружающей среды от радиоактивного загрязнения. С начала работ над своими ядерными программами и США, и СССР избавлялись от отходов максимально просто -- топили их в океане. Причем Советский Союз, не желая нести расходы по утилизации ОЯТ, продолжал сбрасывать в океан целые реакторы и после того, как все цивилизованные страны уже договорились о категорическом запрете подобных методов решения проблемы отходов. Россия присоединилась к Лондонской конвенции, запрещающей сброс ОЯТ в море, лишь в начале 90-х годов, имея на своей совести несколько сот тон твердых радиоактивных отходов и как минимум три аварийных реактора, утопленных в Карском море возле Новой Земли. В целом на радиационном фоне в северных морях это пока не отразилось, однако экологи, и в первую очередь из Скандинавии, не перестают напоминать об угрозе коррозии контейнеров и попадания законсервированных радиоактивных элементов в морские воды. «Если нагадили, то за собой надо убрать», -- озвучил вчера позицию своих скандинавских и российских коллег Александр Никитин.
Однако России сейчас явно не до реакторов, затопленных флотом еще в советские времена. Стараясь выполнить обещание бороться с радиоактивным загрязнением Мирового океана, наша страна осуществила беспрецедентный подъем погибшего «Курска». Однако израсходованные на эту уникальную операцию средства не намного приблизили глобальную цель. На сегодня в России выведены из эксплуатации и ждут утилизации 130 атомных подводных лодок, на 52 из них активные зоны реакторов еще не выгружены, 15 вырезанных реакторных отсеков, ржавея, хранятся на плаву в базах Северного флота. Продолжается вывод из боевого состава лодок первого и второго поколений, начинается подготовка к выводу лодок третьего поколения, концепция утилизации которых еще даже не разработана.Атомоходы на дне
До 30 августа 2003 года на дне океана находились четыре советские АПЛ. Первая атомная субмарина погибла в 1970 году. Подлодка К-8 класса «Ноябрь» затонула в Бискайском заливе на глубине 4680 метров после сильного пожара на борту. Тогда погибли 52 человека, часть экипажа удалось эвакуировать.
Вторая катастрофа произошла в октябре 1986 года в районе Бермудских островов. На АПЛ К-219 (класс «Янки») в одной из шахт произошел взрыв ракеты. Лодке удалось всплыть, но в ракетном отсеке начался пожар. Экипажу пришлось покинуть лодку, и 6 октября она затонула на глубине 5 тысяч метров. Погибли четверо моряков. На К-219 были два реактора и 16 ядерных ракет.
7 апреля 1989 года в Норвежском море затонула одна из самых мощных советских АПЛ, К-278 «Комсомолец» (класс «Майк»). На глубине 160 метров возник пожар в одном из отсеков. Субмарина смогла всплыть, но потушить возгорание экипажу не удалось. Было принято решение об эвакуации моряков на спасательных плотах, но их на всех не хватило. Большая часть личного состава «Комсомольца» -- 42 человека -- погибли, пришедшее на выручку судно обнаружило лишь 25 живых моряков. Все три АПЛ затонули на больших глубинах, и потому их подъем на поверхность представляется невозможным.
Еще одну атомную субмарину СССР затопил намеренно. В 1981 году в Карском море была «захоронена» К-27 (класс «Ноябрь»). В мае 1968 года во время испытаний экипаж совершил ошибку при управлении ядерным реактором, произошел выброс радиоактивных газов. Лодку удалось сохранить на плаву, но для дальнейшего использования она стала непригодна. Это единственный случай затопления целой субмарины, еще несколько раз на дне северных морей производились захоронения забетонированных реакторных отсеков АПЛ.
По крайней мере две затонувшие АПЛ удавалось поднять на поверхность. В июне 1983 года на Тихоокеанском флоте в бухте Саранной на Камчатке произошла авария АПЛ К-429 (класс «Чарли-I»). Из-за ошибки неподготовленного экипажа во время пробного погружения через незакрытые вентиляционные отверстия внутрь лодки попала вода. Субмарина легла на дно на глубине 35 метров. Двум членам экипажа удалось всплыть на поверхность и подать сигнал о помощи. Потом на поверхность поднялись остальные выжившие. Всего на К-429 погибли 16 человек. В следующем году АПЛ удалось поднять и отбуксировать на базу в бухту Крашенинникова. Однако в сентябре 1985 года субмарина утонула вторично -- К-429 погрузилась в воду прямо у пирса.
А 12 августа 2000 года в Баренцевом море во время учений затонул АПРК К-141 «Курск» (класс «Оскар-II»). На борту подводного ракетного крейсера сдетонировало топливо одной из торпед. Субмарина легла на дно на глубине 108 метров. Извлечь экипаж из затонувшей подлодки военным не удалось -- все 118 человек погибли. «Курск» подняли на поверхность в октябре 2001 года и отбуксировали на судоремонтный завод «Нерпа» для утилизации.Владимир ДЗАГУТО
Александр ГУДКОВ