|
|
N°50, 22 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Церковноприходский налог
Митрополит предлагает государству поделиться сборами
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, отпраздновавший на днях 25-летие своего архиерейского служения, решил проявить инициативу и на почве служения отечеству. Один из самых известных иерархов Русской православной церкви в интервью Интерфаксу заявил, что государство могло бы отчислять часть подоходного налога граждан служителям культа, с тем чтобы последние на эти деньги осуществляли и расширяли свои социальные программы.
Симптоматично, что умудренный опытом не только богослужения, но и публичной деятельности митрополит в духе демократии, плюрализма и экуменизма использовал множественное число, обозначая потенциальных налогополучателей -- «религиозные организации». Однако поскольку владыко в качестве примера все-таки сослался на опыт не мусульманских или, к примеру, буддистских государств, можно легко догадаться, какую именно из десятков зарегистрированных в Минюсте религиозных организаций он подразумевает.
Можно предположить, что лидеры других конфессий, за диалог с которыми, кстати, отвечает в Московской патриархии митрополит Кирилл, вскоре традиционно напомнят ему о том, что Россия -- все-таки не Польша. Однако это едва ли изменит самоощущение иерархов РПЦ, которые, похоже, уже всерьез примеряются к роли государственной религии, полагая при этом, что таковы ожидания общества. Продолжающееся скоро 10 лет заигрывание российских политиков с православием (сам Кирилл, к слову, судя по последним выступлениям, этого не одобряет) укрепило священнослужителей в мысли о том, что РПЦ может быть предоставлен «зеленый коридор» во всех сферах, а не только на таможне. И за последний год православная церковь начала активное «социологическое обследование» власти, пытаясь выяснить, на какой сегмент общественной жизни она реально сегодня может рассчитывать. Одним из первых тестов можно считать прошлогоднее обращение Архиерейского собора к президенту с просьбой хотя бы частично компенсировать «строения, земли, ценные предметы искусства», утраченные церковью в советское время. Причем это была именно проверка реакции властей, поскольку затем в патриархии признались, что не имеют ни списка этого имущества, ни сколь-либо достоверной оценки его стоимости. Впрочем, ответа из Кремля все равно не последовало. И вчера митрополит Кирилл предложил уже новый тест, или, как выразился владыко, «хорошую проверку для государственных мужей».
В то же время нельзя не отметить, что просьбы о государственной поддержке церковной благотворительности начались в разгар финансового кризиса, который РПЦ испытывает в последние годы. На прошлогоднем Соборе Патриарх Алексий сообщил, что дефицит бюджета нарастает с 1997-го и исчисляется уже десятками миллионов рублей. Даже малая часть поступлений от сбора подоходного налога, которые государство рассчитывает получить в 2001 году (а это, по оценкам МНС, свыше 190 млрд рублей), могла бы существенно улучшить материальное положение Церкви. Еще более примечательно, что разговоры о компенсации утраченного имущества сменились на предложение об отчислении части подоходного налога в тот самый момент, когда финансисты реально ощутили последствия перехода на единую 13-процентну ставку. Буквально вчера же первый замминистра финансов Алексей Улюкаев отметил рекордно высокие поступления в федеральный бюджет от подоходного налога в январе--феврале -- по сравнению с первыми месяцами 2000 года они выросли на 70%.
Олег ВОЛКОВ