|
|
N°160, 29 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Цена слова
Центробанк не хочет быстрой девальвации рубля
Игра государства на валютном рынке всегда подразумевает много больше, чем просто предложение своей или иностранной валюты в нужный момент. Иногда слова авторитетных чиновников, это государство представляющих, могут сэкономить ему несколько миллиардов долларов и повернуть рынок туда, куда нужно. Вчера первый зампред Центробанка Олег Вьюгин сделал заявление, суть которого можно свести к следующему: ЦБ не нравятся последние скачки доллара на внутреннем рынке, а значит, ждать стремительной девальвации рубля не стоит. Как на это отреагирует курс, мы узнаем в ближайшее время, но эксперты уже оценили важность заявления г-на Вьюгина.
На этой неделе сокращение притока экспортной выручки на рынок, растущий отток капитала и укрепление доллара на мировых биржах дали новые плоды -- со вторника курс доллара к рублю вырос на 20 коп. (до 30,5 руб. за долл.). Одновременно ЦБ объявил о сокращении золотовалютных резервов на 1,7 млрд долл. в связи с выплатами по внешнему долгу Парижскому клубу кредиторов (1,8 млрд долл.). Ясно, что резервы как минимум стабилизировались, и Центральному банку в ближайшей перспективе можно не беспокоиться за укрепление рубля к доллару и доходность российского экспорта.
Впрочем, скорость, с которой обесценивается национальная валюта, очевидно, начала беспокоить Центробанк. Вчера он впервые за долгое время вышел на рынок и начал продавать доллары на отметке 30,55 руб./долл. Дилеры оценивают интервенцию как незначительную (не более 100 млн долл.), и начальник конъюнктурно-аналитического отдела Росбанка Павел Супрунов отмечает, что ЦБ пока только обозначает свое присутствие на рынке. «Рывки доллара в среднем по 5--7 коп. в день -- все же ненормальное явление, -- отмечает аналитик, -- и Центробанк четко дал понять, ниже какого уровня он не намерен опускать рубль».
Однако ЦБ не ограничился только долларовой интервенцией. Олег Вьюгин, отвечающий в ЦБ за денежную политику, вчера счел необходимым заявить Интерфаксу, что Центробанк не будет девальвировать рубль в связи с ростом курса доллара к евро. «Я думаю, что начавшийся рост курса доллара к евро психологически давит на рынок, и некоторые его участники могут размышлять таким образом, что в ответ на это ЦБ будет соответственно девальвировать рубль, -- сказал г-н Вьюгин, -- это неправильная логика или, скажем так, неочевидная. Мы никогда не заявляли, что целью нашей валютной политики является отслеживание курса доллара относительно евро и внесение соответствующих корректировок в обменный курс рубля».
Слова первого зампреда уже не оставили равнодушными аналитиков. Так, г-н Супрунов считает «очень важным», что ЦБ подтверждает дела словами. «На рынке доллар--рубль сильны спекулятивные настроения, более того, некоторые участники рынка начинают формировать длинные позиции по доллару, -- говорит он. -- Центробанку надо сбить эти настроения». Разумеется, тех же целей главный банк страны мог бы добиться, продав миллиард долларов из резервов, но, возможно, этого и не придется делать. «Это своего рода информационная интервенция», -- говорит один из трейдеров.
Экономист «Тройки Диалог» Антон Струченевский уверен, что Центробанк предпочитает умеренную девальвацию рубля: «Думаю, мы будем свидетелями плавного укрепления доллара в конце года, когда денежное предложение будет создаваться не резервами ЦБ, а за счет расширения внутреннего кредита». Олег Вьюгин между тем кстати вспомнил об августовском рефлексе трейдеров: «Так исторически сложилось, что в августе--сентябре всегда происходила более ускоренная девальвация рубля, чем это было в остальные периоды времени. Конечно, этот исторический опыт может оказывать психологическое влияние на настроения участников валютного рынка».
Георгий ШТОЛЬЦ