|
|
N°160, 29 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ух ты, в Бухте!
Сегодня открывается «Арт-Клязьма» -- фестиваль современного искусства на открытом воздухе. Тем, кто доберется до пансионата «Клязьминское водохранилище» (маршрутное такси от метро «Медведково») в последние выходные августа и первые -- сентября, мало не покажется. Обещают разгул современного искусства во всех видах и формах, огненные феерии, музыку на воде, поэтический десант, демонстрацию новейших цифровых и старейших крестьянских технологий. Успех прошлогоднего фестиваля в Бухте Радости настолько превзошел ожидания устроителей, что нынешним летом сюда устремились гости из близких и дальних стран, художественных столиц и провинций. С комиссаром фестиваля, художником Владимиром ДУБОСАРСКИМ беседует наш корреспондент Фаина БАЛАХОВСКАЯ.
-- Вы известный художник. Представляете Россию на выставках и биеннале, ваша картина висит в Центре Помпиду. Почему вы занялись фестивалем?
-- Проект, который мы делаем с Александром Виноградовым, идет по спокойному руслу. Нам уже ясно, как его развивать, и он не возбуждает так, как, например, фестиваль. Это с одной стороны. А с другой -- это высокопарно звучит, но когда-то я, молодой художник, начал работать в художественном пространстве, которое подготовили другие люди. Не то чтобы я пришел на все готовое: тогда жизнь было жестче, чем сейчас. Но эта ситуация была кем-то обустроена. Сейчас пришло время нашему поколению создавать свою зону, чтобы другим художникам было куда прийти. Все-таки в современном искусстве настоящий художник -- это тот, кто создает ситуацию. Для конфликтов, разговоров, действий. Это самое важное. Кажется, что из современного искусства ушла энергия. Галереи занимаются своим бизнесом, ярмарки -- своим. Художникам предложено вписаться в такой контекст. И нет драйва, который был, когда мы пришли в искусство. Не только потому, что то было время перестройки, и все казалось возможным, а счастливое будущее -- достижимым. Просто постепенно художники перестали проявлять инициативу, забыли, что они не пятая единица после галеристов, кураторов, координаторов, отдали все полномочия. На самом деле искусство двигается художниками. Героическая эпоха всегда рядом с тобой. И поэтому я пытаюсь не то чтобы воссоздать ее, но придать нынешнему времени какую-то энергию.
-- Поэтому вы пригласили в качестве кураторов художников?
-- Хороший куратор -- это художник. Важно дать художникам возможность сделать проект -- собственный или кураторский. Все равно это будет проект художника. Систему кураторов придумали сравнительно недавно, сейчас она переживает кризис, кураторы становятся просто функционерами.
-- В прошлом году фестиваль на Клязьме (тогда он назвался «Мелиорация») стал пионером -- первым масштабным некоммерческим проектом. Ныне вы выступаете более эффектно и профессионально, но при этом все держат в уме перспективы: объявлено о подготовке Московской биеннале современного искусства с государственной поддержкой и серьезным финансированием. «Арт-Клязьма» из-за этого оказалась в любительском, летнем таком статусе. Должен ли у нас быть только один фестиваль?
-- Вопрос сложный. Я не вхожу в систему обсуждения большого проекта, хоть и знаю, какие проблемы там стоят. Но между нами нет конкуренции. Я понимаю, что чем лучше будет проект, тем лучше будет мне как художнику и тем лучше будет нашему фестивалю. Мы делаем единое дело, работаем в едином поле. Есть даже разговоры о том, чтобы включить «Арт-Клязьму» в программу Московской биеннале. Возможно, мы будем делать фестивали через год -- два лета подряд все это тянуть тяжеловато.
-- «Арт-Клязьма» -- независимый и очень дешевый фестиваль. Какой у вас бюджет, и какие возможности? Приходилось ли вам отказываться от интересных проектов, на которые не хватило денег?
-- Нет, интересное искусство вообще не очень связано с деньгами. Бюджет фестиваля небольшой -- приблизительно 80 тысяч долларов. Но у нас нет административного аппарата, и в этом наше преимущество -- все деньги мы отдаем художникам. И это не так мало. Несколько проектов получило такие же деньги, как мы, для участия в Венецианской биеннале. На самом деле в большом проекте все деньги уйдут на другие вещи, а в художников будет вложено столько же.
-- У «Арт-Клязьмы» странный спонсор. На пресс-конференциях не появляется, себя не рекламирует. Кто он, почему ему не нужна реклама, и зачем нужен фестиваль?
-- Вообще-то это не ко мне вопрос. Но думаю, что ему просто интересно, хочется работать с художниками, архитекторами. Что-то он для себя приобретает. Что-то остается после фестивалей: во всем мире есть коллекционеры, которые собирают не картины, а большие инсталляции, например. Ну и место развивается, становится интересным, особенным.
Беседовала Фаина БАЛАХОВСКАЯ