Представление на Красной площади организует знаменитый немецкий художник Герт Хоф
Герт Хоф -- человек уникальной профессии. В Германии она называется Lichtkunstler, дословно «художник по свету». Но точнее будет сказать, что Хоф -- это художник, использующий свет как основной материал для своих работ. Из такого эфемерного, виртуального материала герр Хоф создает произведения такого масштаба, которое может поразить любое, самое мегаломанское воображение. В его творениях свет живет особой жизнью, переплетаясь с музыкой в причудливых комбинациях и рождая невиданные картины. Работа Хофа -- это не просто «световое оформление» и даже не дизайн, это -- едва ли не самая главная составляющая всех его проектов.
За свою долгую творческую биографию Хоф сотворил множество разнообразных музыкально-световых представлений, таких как празднование смены тысячелетий в Берлине, Афинах и Пекине. «Феррополис -- Город из железа» для выставки ЭКСПО-2000, «Огненная музыка -- Прорыв света и огня» по произведению Микиса Теодоракиса, празднование тысячелетия Венгрии и многие, многие другие. За эти годы, наверное, не меньше миллиарда людей хоть один раз, но видели шоу Хофа.
Даже на фотографиях светопредставления Хофа удивляют: чего стоит древний Акрополь, прорезанный ярчайшим светом, или старинные постройки, обвитые дрожащим голубоватым неоном. Москвичи, кстати, уже могли видеть работу Хофа «живьем» -- на московском концерте группы Rammstein. Никто не станет отрицать, что половина успеха этой индустриально-роковой группы из Германии -- именно в шокирующей эстетике их живых выступлений. Только в постановке Хофа «раммштайновская» метафора Mein Herz brennt («мое сердце горит») могла обрести реальное сценическое воплощение!
Проекты, в которых занят Герт, часто исполнены определенного нравственного, общественного и политического содержания. Как, например, «Огни свободы» (Lights Of Freedom/Lichter der Freiheit) -- недавний гигантский проект, осуществленный Хофом в США на деньги знаменитого миллионера Дональда Трампа. Грядущее шоу в России также не исключение хотя бы потому, что проводится на Красной площади.
(Мнение герра Хофа на этот счет см. в эксклюзивном интервью художника газете «Время новостей».) Пожалуй, все масштабные шоу мирового уровня не обходятся без «огоньков» немецкого художника. У Хофа репутация мало того что перфекциониста, так еще и человека, держащего все в своих руках и контролирующего весь процесс. Если у Герта есть малейшие сомнения в том, что его идея не осуществится на сто процентов, -- будьте уверены, за дело он не возьмется. Такой серьезный подход можно понять, ведь каждая работа Хофа -- это генеральная репетиция, премьера и последнее представление одновременно! То есть совершенно уникальное шоу, полностью существующее лишь в голове художника и на экране компьютера -- вплоть до самого начала!
К своему уникальному искусству и своей уникальной профессии пятидесятидвухлетний Хоф шел всю жизнь. В середине 70-х он выучился на театрального режиссера, ставил в театрах разные спектакли. Изучал творчество Бертольда Брехта до тех пор, пока «не стал больше Бертольдом, чем Гертом!». В начале 80-х он ставит «Пауле панке» -- первый в ГДР рок-спектакль. Или, как говорили в Советском Союзе, «зонг-опера». То есть, по-человечески выражаясь, мюзикл. С тех пор Хоф плотно работает с музыкой -- современной, классической и архаичной. Он либо создает свои светокомпозиции на основе музыкальных произведений, либо -- что происходит гораздо чаще -- сотрудничает вместе с музыкантами и композиторами над единой концепцией светомузыкального представления. Стилистически музыкальные пристрастия Хофа не знают границ. За эти годы музыку к постановкам художника создавали такие люди, как радикальная индустриальная группа Einstuerzende Neubauten (и ее экстравагантный лидер Бликса Баргельд), нью-эйджевый кельт Майк Олдфилд, греческий композитор Микис Теодоракис, польский композитор Генрик Гурецки, английский композитор, изобретатель стиля «эмбиент» Брайан Иноу и многие другие.