|
|
N°160, 29 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лукашенко отступает, но не сдается
Он должен подписать «рублевое соглашение» до конца сентября
Владимир Путин предложил вчера Александру Лукашенко в ближайшее время подписать соглашение об использовании российского рубля в качестве единственного платежного средства на территории Белоруссии. Столь конкретное предложение, очевидно, стало ответом на слова Александра Лукашенко о том, что не стоит торопиться с объединением двух валют. Похоже, после заявлений своего белорусского партнера в Орше Москва решила обострить затянувшийся переговорный процесс.
Лукашенко на этот ход откликнулся моментально. Видимо, в послании белорусскому президенту содержались весьма весомые аргументы, не нашедшие отражения в официальном сообщении. По информации пресс-службы главы белорусского государства, Лукашенко увязывает введение российского рубля с выполнением договоренностей, закрепленных в союзном договоре, и в связи с этим поручил «активизировать деятельность рабочей группы и правительства, чтобы доложить президентам двух стран и Высшему госсовету подходы по решению этой проблемы». То есть белорусский батька фактически дезавуировал свое заявление. Хотя, как обычно, оставил за собой возможность поторговаться.
На встрече с председателем правления Нацбанка Белоруссии Петром Прокоповичем он заявил, что введение российского рубля должно быть осуществлено только при создании «равных условий для субъектов хозяйствования и народов двух стран, принятии конституционного акта союзного государства, осуществлении других мероприятий, которые до сих пор не выполнены».
В прошлом Александр Лукашенко не раз шантажировал Кремль заявлениями о том, что Белоруссии стоит еще подумать, идти ли ей на валютный союз с Россией. В течение последнего года Кремль неоднократно высказывал белорусскому президенту свои претензии по поводу затягивания с подписанием соглашения в своих личных внутриполитических («имиджевых») целях. Окончательно разозлили Москву спекуляции Лукашенко на эту тему в мае, когда российская сторона заявила, что если соглашение не будет подписано в сентябре, оно не будет подписано никогда. Так что вчерашнее заявление Путина похоже на последнее предупреждение. При этом крайним сроком подписания соглашения российская сторона называет сентябрь.
Теперь Лукашенко скорее всего уже не посмеет дразнить соседа и настаивать на новом переносе сроков подписания соглашения. Однако поторговаться в течение оставшегося времени он наверняка попробует. Вероятно, одной из тем, которую в первую очередь захочет обсудить с российским коллегой белорусский президент, станут поставки газа в Белоруссию по льготным ценам. Минск боится повторения прошлогодней ситуации, когда российская сторона наполовину сократила экспорт газа в Белоруссию, объяснив, что лимит поставок по низким ценам исчерпан.
Другой возможный камень преткновения -- вопрос о порядке урегулирования взаимных требований в случае, если Белоруссия решит выйти из «рублевого соглашения». Российская сторона настаивает на том, что в таком случае Белоруссия должна будет расплатиться по кредиту, предоставленному ей Россией на проведение обмена денег.
Наконец, спор наверняка пойдет и о квотах, в пределах которых Нацбанку Белоруссии будет разрешено эмитировать безналичные рубли. Для Лукашенко это жизненно важный вопрос: финансирование бюджетного дефицита происходит обычно за счет заимствования денег у Национального банка.
По мнению правительственного источника, Россия готова обсуждать эти вопросы, однако сроки заключения соглашения остаются неизменными. И добиться уступок Александр Лукашенко сможет только в том случае, если воспользуется встречей в Ялте 19 сентября. При этом принципиальных уступок все равно не предвидится.
Ирина СКЛЯРОВА