Время новостей
     N°160, 29 августа 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.08.2003
Допрос лейбориста
Тони Блэр отвечает за все и ни за что
Вчера в Лондоне творились чудеса демократии -- там допрашивали британского премьер-министра Тони Блэра. Он давал показания комиссии лорда Хаттона, расследующей обстоятельства гибели эксперта по вооружениям Дэвида Келли. У здания суда в центре Лондона собрались сотни зевак -- глава кабинета выступал в качестве допрашиваемого лишь второй раз в британской истории. Впервые это случилось девять лет назад, когда Джон Мэйджор отвечал на вопросы о тайных поставках вооружений в Ирак. По странному совпадению Блэр отвечал на неприятные вопросы тоже в связи с иракским оружием. Именно предположение о наличии оружия массового поражения в арсеналах Саддама Хусейна привело к войне, смене режима и оккупации Ирака.

Две темы интересовали комиссию лорда Хаттона. Действительно ли для начала войны кабинет Блэра преувеличил опасность, исходящую от Ирака? Накануне войны Тони Блэр настаивал, что Ирак в состоянии за 45 минут подготовить оружие массового поражения к смертоносному использованию по назначению. Сознательно ли правительство решило придать огласке имя Дэвида Келли в отместку за его роль в разгоревшемся вокруг «иракского досье» скандале? Эксперт дал информацию для репортажа радиостанции Би-би-си, в котором говорилось, что правительство оказало давление на экспертов с целью сделать «досье по Ираку» более угрожающим. Когда история обрела публичный характер, Келли посчитал, что министерство обороны его предало. Его тело было найдено со вскрытыми венами в лесу недалеко от дома.

Отвечая вчера на вопросы комиссии лорда Хаттона, Тони Блэр, прекрасно владеющий искусством полемики, взял на себя всю ответственность по обеим темам. «В конечном итоге я несу ответственность за все решения правительства. Я поддерживаю их и считаю их верными», -- заявил он. Тем не менее вчерашний допрос показал, что отвечать британскому премьер-министру Блэру ни за что не придется.

Во-первых, он с ходу исключил любую вероятность фальсификации иракского досье в целях оправдания военных действий в Ираке. «Если бы подобные утверждения были правдой, то это заслуживало бы моей отставки», -- заявил премьер. По его утверждению, правительство не оказывало на разведку никакого давления. И пропагандистская уловка -- та самая злосчастная информация о способности Ирака развернуть оружие массового поражения в течение 45 минут -- исходила, по его словам, исключительно от спецслужб. «Не думаю, что это я сделал комментарий о 45-минутной готовности», -- сказал он.

Однако Блэр был уже не столь убедителен, когда его попросили прокомментировать некоторые факты. Шеф пресс-службы Даунинг-стрит Алистер Кэмпбелл якобы неоднократно обсуждал и корректировал с руководством разведки содержание «иракского досье». «Мне предстоял тяжелый день... Я знал, что делал Алистер, но не вдавался в детали», -- уклончиво отвечал на это Блэр.

И во-вторых, премьер не увидел никакой вины правительства и в возможном доведении до самоубийства эксперта Келли. Тони Блэр утверждает, что ничего не знал о причастности Дэвида Келли к подготовке доклада об иракском оружии. Кроме того, как сказал Блэр, вляпавшись в публичную дискуссию, Келли понимал, что рано или поздно его имя станет общеизвестным. Значит, он изначально принял правила игры и согласился с этим. Другими словами, правительство к смерти эксперта не причастно, и во всем виноват сам «болтун», вступивший в смертельно опасное общение со СМИ.

Вчерашние показания Блэра лишь подтвердили его славу умелого политика и искушенного оратора. Пока он ловко маневрирует, не давая неприятной истории сделать его жертвой политического скандала. Но сможет ли он справиться с тем, что происходит с его войсками в далеком Ираке? Накануне его показаний в суде в Ираке был убит еще один британский солдат. После майской «победы» над Саддамом в Ираке погибли 11 солдат из Великобритании. Всего с начала военной кампании Соединенное Королевство потеряло в далекой стране полсотни человек. Ввязавшемуся в иракскую операцию Тони Блэру наверняка еще не раз припомнят смерти британских солдат, оказавшихся на сомнительной войне благодаря пропагандистским манипуляциям с разведданными. Этот допрос для лейбориста Блэра будет потруднее вчерашнего разговора о смерти Дэвида Келли.

Андрей ЗЛОБИН