|
|
N°160, 29 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Украина хочет свободы торговли без обязательств
Украина видит единое экономическое пространство (ЕЭП) совсем иначе, чем Россия. Об этом вчера заявил министр иностранных дел Украины Анатолий Зленко, подчеркнувший, что его страна исключает создание наднационального органа четырех стран (России, Белоруссии, Украины и Казахстана). И добавил: «Это принципиальная позиция». По его словам, цель участия Украины в ЕЭП -- создание «эффективно функционирующей зоны свободной торговли без изъятий и ограничений», но никак не членство в едином таможенном союзе и т.п. То есть украинцы готовы пользоваться преимуществами отсутствия внутренних таможенных границ, едиными тарифами, но отнюдь не собираются при этом унифицировать законодательство в сфере тарифной, таможенной и конкурентной политики.
В день, когда правительство России одобрило план создания ЕЭП на основе общих правил как раз в вышеперечисленных сферах, заявление г-на Зленко выглядит, мягко говоря, вызывающе. По сути, министр дал понять российским партнерам, что они зря старались -- концепция изменилась.
Нечаянная радость из Киева пришла после того, как российские министры поддержали концепцию создания ЕЭП в варианте таможенного и тарифного единения. В отличие от украинского премьера российские министры сочли, что раз ЕЭП -- политический заказ президентов «четверки», то спорить тут не о чем. Не дело министров рассуждать о том, что заказ глуповат, а их дело -- сделать так, чтобы ЕЭП не нанесло урона экономике России. Минэкономразвития, внесшее в правительство соглашение о создании ЕЭП, в общем-то этим и руководствовалось. Ведомство г-на Грефа представило общие подходы к формированию, по сути зоны свободной торговли. Но не без обязательств, как того хотят украинские товарищи, а именно с полной ответственностью правительств «четверки» за снятие таможенных и тарифных барьеров, включая создание таких межгосударственных институтов, как таможенный союз или единый орган, регулирующий тарифы.
Среди членов российского кабинета, правда, нашелся вчера один, подвергший сомнению разумность идеи создания ЕЭП. Им оказался министр путей сообщения Геннадий Фадеев. Он заявил, что создание единого органа по регулированию тарифов приведет к огромным потерям для российских железных дорог. На что премьер Михаил Касьянов вначале мягко заметил, что сейчас обсуждаются только политические принципы. «Вы не допускаете, что через 5--10 лет ситуация может сильно измениться?» -- поинтересовался он у министра. Г-н Фадеев смело сказал: «Сомневаюсь. Мы должны защитить интересы государства». Премьер вновь спросил: «Какого государства? Вы понимаете, каким будет государство через десятилетие?» «Не знаю», -- ответил министр. «А я знаю. Вы зайдите ко мне после заседания правительства, я вам объясню», -- рекомендовал премьер убедительным тоном. Тут г-н Фадеев решил, что полезнее быть политкорректным. «Я вам историю расскажу», -- пообещал он. И поведал про 70-летнего министра Спасского, который на одном из совещаний, слушая доклад молодого специалиста, своего подчиненного, вдруг остановил его и сказал: «Молодой человек, вот вы тут все это напринимаете, потом уйдете на пенсию, а мне потом придется расхлебывать?» Премьер на шутку отреагировал: «Геннадий Матвеевич, вы же сами себе и ответили». Других смельчаков среди министров, пожелавших выступить против ЕЭП, не нашлось. Хотя не секрет, что таких в российском правительстве не меньше, чем в украинском. Видимо, они отличаются от своих коллег хорошим знанием субординации.
Вера КУЗНЕЦОВА