|
|
N°160, 29 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Милиционеров уполномочили
Российские силовики еще раз объявили конец войны в Чечне
Врио президента Чечни Ахмат Кадыров, которому осталась еще неделя до положенного по закону предвыборного отпуска, вчера написал письмо, адресованное всем российским силовым начальникам -- министрам обороны, внутренних дел, директору ФСБ и генеральному прокурору. Г-н Кадыров просит их расследовать факты исчезновения людей, которые по-прежнему имеют место в Чечне, хотя о завершении военной фазы борьбы с терроризмом объявлено давным-давно. Г-н Кадыров считает, что людей похищают «оборотни в камуфляже и на бэтээрах», то есть недобросовестные федералы, которые, по сути, стали третьей силой в чеченском конфликте и заинтересованы в том, чтобы он продолжался как можно дольше.
Но адресаты г-на Кадырова упорно продолжают считать, что никакой эскалации конфликта нет и быть не может, наоборот -- Чечня неуклонно стремится к мирной гражданской жизни. Следить в этой жизни за порядком и бороться с разными злоумышленниками должна, как и везде, милиция. Даже в штабе контртеррористической операции вчера сменился начальник: раньше его возглавлял директор ФСБ Николай Патрушев, а теперь -- министр внутренних дел Борис Грызлов. Передача полномочий была предусмотрена еще июльским указом Владимира Путина, а вчера эта процедура официально завершилась. ФСБ координировала борьбу с террористами в Чечне два с половиной года. Теперь ее задачи, видимо, считаются выполненными, и ловить оставшихся бандитских главарей должны будут милицейские начальники. Правда, главой регионального оперативного штаба контртеррористической операции месяц назад назначили заместителя министра внутренних дел Юрия Мальцева, который только перед этим назначением ушел из военной контрразведки. Спецслужбы, таким образом, как бы продолжают держать руку на пульсе.
Между тем пульс этот в последнее время становится все более неспокойным. Правоохранительную деятельность в Чечне действительно перепоручили местной милиции, но она состоит в значительной мере из бывших боевиков. Не вполне ясно, как ее сотрудники поведут себя в критической ситуации. А обострения обстановки накануне намеченных на 5 октября выборов президента Чечни случаются почти ежедневно, причем не только в самой республике, но и на сопредельных территориях. И воевать с группами боевиков, которых, по примерной оценке премьер-министра республики, осталось еще две-три тысячи, все равно приходится армии.
Между тем до начала агитационной кампании в Чечне остается неделя. И кто бы ни возглавлял контртеррористические штабы, события последних дней ясно показывают, что выборы снова будут проходить в военно-полевых условиях. Не исключено и то, что отношения между кандидатами перейдут в новую качественную форму: сторонники некоторых кандидатов уже жалуются на «силовое противодействие» со стороны республиканской администрации. Между тем большая «антикадыровская» коалиция, о которой говорил кандидат Малик Сайдуллаев, так и не сформировалась. Его коллега, московский предприниматель Хусейн Джабраилов, однозначно заявил, что не собирается снимать свою кандидатуру в знак солидарности с другими оппонентами г-на Кадырова, если те сочтут, что избирательная кампания проходит с серьезными нарушениями.
Иван СУХОВ