|
|
N°159, 28 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Невротик на сцене
Венецианский фестиваль выманил Вуди Аллена на публику
Вчера на острове Лидо открылся 60-й Венецианский фестиваль, о котором говорят, что он может привести к серьезным изменениям в европейской табели о рангах и поставить Венецию выше Берлина и даже Канна. Открытие если не подтвердило эти прогнозы, то и не опровергло их. Виртуоз интеллектуальной комедии Вуди Аллен, в прошлом году открывавший Канн «Голливудским финалом», на этот раз предпочел Венецию и представил вчера на торжественной церемонии открытия свою новую работу «Все остальное» (именно так -- по смыслу -- переводится оригинальное название Anything Else).
Аллен всегда был известен как человек, без страха и стыда выставляющий напоказ все свои интимнейшие проблемы и комплексы в творчестве, но крайне сдержанный в общении с прессой, поклонниками и прочей кинообщественностью. Даже церемонией вручения «Оскаров» (а их у него три, и это не считая семнадцати номинаций) он регулярно манкировал. Не знаю, какие аргументы нашлись в запасе у организаторов Венецианского фестиваля, но на этот раз Аллен стал главной фигурой праздника кино на Лидо. По слухам, он расхрабрился до того, что на закрытом банкете даже сымпровизировал несколько джазовых мелодий на своем любимом кларнете.
Что же касается кино Аллена, то оно особых изменений не претерпело: он снова снял горько-сладкую манхэттенскую комедию о неуверенных в себе чудаках-невротиках. Его герои все так же обсуждают Камю («Каму-ууу», -- потешно произносит герой Аллена), квантовую физику («Ну какой мне толк от того, что пространство и время -- одно и то же? Вот спрошу я: который час? А мне в ответ: шесть миль. И как с этим жить?»), еврейский вопрос («Их предположение о том, что Аушвиц -- это нечто вроде тематического парка, меня слегка задело»), психоанализ («Я хочу совершить самоубийство, но у меня столько проблем. Боюсь, так я не смогу решить их все...»), мастурбацию («Вчера я устроил групповой секс с фотографиями Мэрилин Монро и Софи Лорен. Насколько мне известно, это первый случай, когда эти две прекрасные актрисы снимались вместе») и бог знает что еще. Единственное отличие в том, что на этот раз протагонистом выступает не сам Аллен, а молодой Джейсон Биггз, герой «Американских пирогов», и разговоры о Достоевском на вечеринке ведутся под Моби, а не под Коула Портера, но в целом фирменный алленовский юмор оказывается не подвержен ни времени, ни возрасту. Такая верность в себе слегка утомляет, но достойна уважения.
А второе важнейшее событие Венецианского фестиваля произошло вчера поздно ночью: Роберт Родригес представил восторженной публике «Однажды в Мексике», своеобразное продолжение «Музыканта» и «Отчаянного». О новом фильме, который обречен стать культовым, читайте в завтрашнем номере нашей газеты.
Алексей МЕДВЕДЕВ, Венеция