|
|
N°159, 28 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Заминированные реформы
Идеолог дагестанской конституции взорван в своем автомобиле
Политические убийства в Дагестане, похоже, становятся таким же обычным делом, как и теракты. Вчера утром в Махачкале был убит министр по делам национальностей Магомедсалих Гусаев. Причины убийства сыщики пока не знают, но все уверены, что оно связано с его профессиональной деятельностью. Г-н Гусаев был главным разработчиком и идеологом конституционной реформы, которая началась в Дагестане два месяца назад. После ее окончания с большей частью самобытности Дагестана будет покончено. Республика станет обычным субъектом федерации.
Министр погиб рано утром, по дороге на работу. Все произошло в считаные мгновения: министерская «Волга» притормозила при выезде на проспект Акушинского, пропуская встречный транспорт. В эту секунду к ней подбежали двое молодых парней и что-то положили на крышу прямо над задним левым сиденьем, где находился политик. Еще через мгновение прогремел взрыв, в результате которого в крыше машины появилась дыра диаметром 70 см. По данным экспертов республиканского МВД, преступники прикрепили к машине магнитную радиоуправляемую мину мощностью около 300 г тротила. Министр погиб на месте, водителя в тяжелом состоянии отправили в больницу.
Известие о гибели Магомедсалиха Гусаева взволновало дагестанских руководителей, среди которых убитый был далеко не последним человеком. Госкомнац Дагестана он возглавил еще в 1991 году. Г-н Гусаев был одним из разработчиков новой концепции национального устройства Дагестана и участвовал в подготовке проекта конституции, принятой конституционным собранием два месяца назад. Кстати, многие дагестанские политики новым основным законом весьма недовольны: они считают, что прямые выборы президента ущемляют права этнических меньшинств, поскольку единоличный глава республики будет отстаивать только интересы своего клана. Министр же, наоборот, считал, что новая избирательная схема объединит жителей республики независимо от их национальности и приблизит ее законы к общефедеральным стандартам. Вполне возможно, что вчера оппоненты министра просто нашли приемлемый для них способ доказать свою правоту.
Противники у министра были и среди исламских фундаменталистов. Во время ваххабитского мятежа и вторжения чеченских боевиков в 1999 году г-н Гусаев активно участвовал в формировании народного ополчения -- после этого так называемая «шура народов Чечни и Дагестана», организованная Шамилем Басаевым, приговорила его к смерти. Позже г-н Гусаев стал одним из инициаторов информационной войны против местных ваххабитских общин.
С этими общинами, как уже писала газета «Время новостей», был связан и убитый две недели назад оппозиционер Надиршах Хачилаев. 12 августа он был расстрелян в Махачкале прямо перед своим домом. Родственники бывшего депутата Госдумы и одного из самых активных деятелей российского исламского движения объявили о своем намерении отомстить за его смерть, кто бы за ней ни стоял. Кстати, люди, близко знавшие г-на Хачилаева, утверждают, что министр по делам национальностей был его заклятым врагом, и даже полагают, что расстрел экс-депутата мог быть подготовлен не без его участия. И в таком случае вполне вероятно, что г-н Гусаев стал жертвой кровной мести.
Все представители дагестанской элиты отметили, что министр был одним из самых авторитетных и уважаемых в регионе политиков, но никто так и не решился назвать, кому именно он мог мешать. Глава республиканского парламента Муху Алиев заявил, например, что в убийстве виноваты все, «кому не нужны в Дагестане высоконравственные и высокопрофессиональные патриоты». По мнению спикера, в республике идет «планомерный отстрел» принципиальных политиков. А член Совета Федерации от Дагестана Ильяс Умаханов сказал, что «этот теракт направлен против руководства Дагестана, против стабильности в республике». После второго за месяц преступления с явной политической окраской, да еще и накануне старта думской избирательной кампании, стабильности в регионе действительно не прибавилось.
Прокуратура республики возбудила уголовное дело по двум статьям УК РФ -- посягательство на жизнь государственного деятеля и убийство. Одновременно прокуратура возобновила расследование уголовного дела по факту прошлого покушения на г-на Гусаева, совершенного в Махачкале два года назад. По словам и.о. прокурора Дагестана Магомеда Абдулхаликова, сыщики уже составили фотороботы двух террористов и уже есть конкретные подозреваемые. Впрочем, по горячим следам задержать никого из них не удалось. Первое покушение на министра, к слову, так и осталось нераскрытым. Тогда глава МВД Дагестана Адильгерей Магомедтагиров предложил министру пересесть в бронированную «Волгу» и выделить ему круглосуточную охрану. Но г-н Гусаев отказался, заявив, что он не будет прятаться от своих врагов, поскольку их не боится.
Александр РАСКИН, Иван СУХОВ