|
|
N°159, 28 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Анатолий Колесов: Добывать медали будем по сиднейскому графику
Через год в греческой столице Афинах будут в самом разгаре баталии ХХVIII летних Олимпийских игр. Всего на Олимпиаде будет разыгран 301 комплект наград. На предыдущих Играх в Сиднее российская команда участвовала в 243 спортивных дисциплинах из 300 и в итоге стала второй в общекомандном зачете, пропустив вперед только американцев.
Как готовится сборная России к предстоящим Играм в Афинах, сколько медалей команда может завоевать, что представляет собой олимпийская деревня и другие спортивные объекты? Об этом и многом другом корреспонденту газеты «Время новостей» Ольге ЕРМОЛИНОЙ рассказал руководитель рабочей группы «Афины-2004» олимпийский чемпион Анатолий КОЛЕСОВ.
-- Анатолий Иванович, расписание сиднейской Олимпиады было очень неудачным для российской сборной. В первые дни мы не завоевали ни одной золотой медали, потому что в заявленных видах спорта россияне уступали соперникам. Это обстоятельство заставило всех поволноваться: не скажется ли отсутствие наград на последующих выступлениях российских олимпийцев. Расписание афинской Олимпиады более благоприятно для нас?
-- Увы, оно фактически такое же, каким было и в Сиднее. Правда, вначале организаторы прислали нам другое расписание, которое нас устраивало больше. В первые дни Игр должны были стартовать некоторые виды спорта, в которых россияне традиционно сильны. Но затем по каким-то причинам были внесены изменения. Почему это произошло, мне трудно сказать и не хочу ни на кого грешить. Может быть, коррективы были сделаны в угоду телевизионным компаниям, как известно, в основном американским. Но факт остается фактом: расписание летней Олимпиады в Афинах для сборной России такое же сложное и неудобное, каким было и четыре года назад в Сиднее. В связи с этим можно предположить, что в первые дни по медалям мы будем существенно отставать. Затем в середине догоним соперников. А ближе к концу сделаем свое дело.
-- Существует ли медальный план для российской команды?
-- В 2001 году на основе анализа предыдущих Олимпиад была разработана концепция подготовки российских спортсменов к Играм в Афинах. Это некий сводный план, где приводятся ориентиры -- контрольные результаты практически по всем видам спорта. Причем эти результаты разработаны по каждому году, включая и олимпийский. На основе этих данных мы прогнозируем, сколько медалей можем завоевать на Олимпиаде. Для победы в общекомандном зачете необходимо заработать 38--40 золотых наград. Для российской сборной это сделать реально.
-- В скольких дисциплинах выступят российские спортсмены?
-- В расписании Олимпиады 301 дисциплина. Чтобы было понятно непосвященным, в легкой атлетике -- 44, в плавании -- 32, в гребле академической -- 14 и т.д. На сегодня планируется, что российская олимпийская сборная будет состоять примерно из 500 человек. Но все зависит от того, как пройдет отбор на Олимпиаду. Можно сказать, что, к примеру, в мужском легкоатлетическом спринте мы не попадем на Игры. Есть некоторые виды парусного спорта, в которых мы отстаем и, следовательно, также не сможем участвовать.
-- Вы согласны с утверждением, что Олимпиаду выигрывают пловцы и легкоатлеты?
-- Действительно, в этих видах спорта разыгрывается наибольшее количество наград. Тем не менее я не соглашусь, что в конечном итоге все определяют результаты пловцов и легкоатлетов. Для американцев, может быть, это и так. Они завоевывают 60--70 процентов медалей именно в этих видах. Если в легкой атлетике мы сейчас набираем обороты, то в плавании пока не готовы состязаться с заокеанскими конкурентами. Но для нас важно хотя бы сократить отставание от них. В Сиднее, если помните, наши пловцы уступили американцам по золотым медалям 0:14. После недавнего чемпионата мира разрыв составляет уже 3:12, и это уже неплохо. Однако наш запас прочности в том, что в отличие от американцев мы имеем более широкий выбор медальных видов спорта. Не два, как у них, а 18--19.
-- В каких видах спорта мы можем рассчитывать на медали?
-- Прежде всего в единоборствах, где мы на протяжении многих лет являемся законодателями моды. Виды борьбы -- вольная, греко-римская. За последнее время в вольной борьбе по достижениям мы поднялись на уровень Советского Союза, когда наши атлеты не уступали фактически никому. Российские «классики» постепенно наращивают результаты. После ухода Александра Карелина в этом виде спорта наблюдался некоторый застой. Сейчас положение начинает выравниваться.
В боксе на сегодняшний день наши ребята выигрывают все, что можно. На недавнем чемпионате Европы юниоры завоевали восемь золотых медалей из 11 разыгрываемых. Это обстоятельство обнадеживает, значит, у нас есть резерв. В фехтовании два последних года мы удачно выступаем. На чемпионате Европы завоевали шесть золотых наград, на Олимпиаде в Атланте -- четыре «золота», в Сиднее -- три. Прочные позиции у российских стрелков. Правда, вплотную к ним подтягиваются китайские спортсмены, но надеюсь, мы сможем удержать лидирующие позиции. К сожалению, об этом виде спорта журналисты, как правило, вспоминают только во время Олимпиады, а ведь стрелки приносят в общую копилку достаточно наград. В водных видах спорта прогресс не так очевиден, тем не менее на последнем чемпионате мира по водным видам спорта усилиями нашего ветерана пловца Александра Попова команда сделала небольшой шаг вперед. Обнадеживает, что в сборной есть и молодые талантливые пловцы. Например, спинистка Станислава Комарова. Хорошие шансы на медали у нас имеются в синхронном плавании, гимнастике, тяжелой атлетике (женской), гандболе, волейболе.
Однако самое главное, что наметилась динамика роста результатов в легкой атлетике, где, повторяю, разыгрывается 44 комплекта наград и где каждая медаль на вес золота. Скажу больше, в некоторых видах легкой атлетики награда высшей пробы будет считаться двойной победой. К примеру, в тех же женских прыжках с шестом, где лидером до недавнего времени была американка Стейси Драгила. Сейчас три наши девчонки вышли на такой уровень, что бьют мировые рекорды, и это за год до Игр. Медали просматриваются и в других женских видах -- прыжках в длину, тройном, в высоту, беге на 400 метров, эстафете 4х400 метров. В мужских дисциплинах результаты скромнее. Но и там есть надежды на награды в метании молота, беге на 800 метров. Надеемся, что наш талантливый Юрий Борзаковский наконец-то раскроет свои способности. Словом, если мы не победим американцев на чемпионате мира в Париже, то постараемся вплотную приблизиться к ним на Олимпиаде. Перед стартом главный тренер российской сборной Валерий Куличенко заявил, что в Париже мы можем побить американцев. Это было бы здорово, так как разрыв между нашими атлетами и американскими на прошлых Играх был значительным: три золотые медали против 13.
-- Накануне Игр в Сиднее российские легкоатлеты планировали завоевать десять медалей, но последний перед Играми тренировочный сбор в Японии свел все усилия на нет. Кто сейчас определяет место и время сборов?
-- Четыре года назад проблем со сборами было достаточно. Кроме того, отсутствовал должный медицинский контроль. Сейчас в этих вопросах порядка больше. Активно работает штаб олимпийской подготовки, сопредседателями которого являются глава Госкомспорта Вячеслав Фетисов и президент ОКР Леонид Тягачев. Весь ход подготовки к Играм мы стараемся держать под контролем. Определены места и время проведения сборов. Что же касается медицины, то и сейчас не все спортсмены проходят углубленное обследование. Правда, не всегда виноваты они. Ни для кого не секрет, что в области спортивной медицины мы объективно отстаем от других стран. Сейчас пытаемся каким-то образом восполнять пробелы, кое-что компенсировать. Например, привлекаем специалистов из космической медицины, Академии медицинских наук.
-- Где будут проходить сборы олимпийцев?
-- Ориентируемся на Южный федеральный округ -- Ростов-на-Дону, Краснодарский край, Сочи, Дагомыс, Волгоград. Мы планируем провести комбинированную подготовку к Играм. Вначале спортсмены адаптируются к жаре, затем вернутся в среднюю полосу, в Москву, придут в себя, спокойно экипируются. А затем спокойно сядем в самолеты и чартерными рейсами полетим на Олимпиаду. Кстати, форму для наших ребят разрабатывает и шьет итальянская фирма «Боско ди Чильеджи», которая одевала наших олимпийцев в Сиднее.
-- Вся сборная отправится в Афины вместе?
-- Нет, мы прислушались к советам специалистов, которые настоятельно рекомендуют приезжать на Олимпиаду примерно дня за четыре до начала соревнований. По мнению ученых, долгое пребывание в Афинах ни к чему хорошему не приведет. Дело в том, что по сравнению с Австралией проблем с акклиматизацией в греческой столице, возможно, будет даже больше. Во-первых, август месяц -- жара. И если жара такая же, как этим летом в Европе, то можно представить, насколько трудно придется спортсменам. Во-вторых, сложная экологическая обстановка в городе -- загазованность, духота. Кроме того, в Афинах будут большие сложности с транспортом, организационные трудности, и спортсмены ни в коем случае не должны погружаться в такую нервозную обстановку. Лучше, как в пословице, с корабля на бал.
-- Вы уже видели, где будут жить олимпийцы?
-- Строительство Олимпийской деревни практически завершено. Объективно она будет неплохой. Фундаментальные строения из кирпича -- 2--4-этажные дома. Квартиры рассчитаны на 2--4 человека со всеми удобствами, комнаты просторные. Расположена деревня в северной части города, на небольшой высоте, чтобы было прохладнее, в 11 километрах от центра Афин. Если организаторы еще выполнят обещание и построят вокруг спортивные тренировочные объекты, то это будет просто замечательно. Кстати, ранее они заверяли, что до тренировочных залов можно будет прогуляться пешком. Что же касается других спортивных объектов, то за исключением тех, что были построены ранее, многие вызывают большие опасения: а будут ли они вообще введены в строй.
-- Например?
-- Например, Дворец тяжелой атлетики. В мае, когда мы были в Афинах, там еще только-только вырисовывались контуры будущего строения. Вообще, очень настораживает факт, что темпы олимпийского строительства отстают от графика, и отстают значительно. По этой причине фактически была сорвана тестовая олимпийская неделя. Количество первоначально заявленных в ней видов спорта, 24, в итоге было сокращено до семи. Участвовавшие в тестах российские гребцы-академисты вернулись из Греции с головной болью, так как выстроенный гребной канал оказался просто-напросто неподходящим для проведения соревнований -- высокая волна, ветры. Не берусь сказать, что в этой ситуации предпримут организаторы, прорыть новый гребной канал не так-то легко. Хотя с самого начала проект вызывал много вопросов. Организаторы построили канал на месте взлетно-посадочной полосы аэродрома, а воду пустили с близлежащих гор.
-- Насколько компактно расположены олимпийские объекты?
-- Самый удаленный гребной канал -- в 50 минутах езды от города. Остальные спортивные объекты находятся ближе к центру. Казалось бы, все ничего, если бы не транспортные проблемы греческой столицы.
-- Зная об этом, организаторы обещали увеличить число станций метро?
-- Новых станций метро, рядом со спортивными объектами, они не построили. Кое-где прорыли туннели, сделали обводные трассы. Но эти меры, на мой взгляд, проблемы не решат.
-- Следовательно, возможно, что, как и в Атланте в 1996 году, кто-то из спортсменов опоздает на соревнования?
-- В Атланте спортсмены опаздывали из-за разгильдяйства организаторов. В Афинах ситуация иная -- сложный город, расположенный на разных высотах, узкие улочки. Если бы оргкомитету Игр удалось «заморозить» частный транспорт на время Олимпиады, то это сняло многие проблемы. Но на такое вряд ли кто пойдет.
-- Раз мы заговорили о проблемах, то сразу возникает вопрос о мерах безопасности олимпийцев, тем более в связи с терактами в США и других странах.
-- Представители служб безопасности в нашей делегации будут. Но это не 150 человек, сколько заявили американцы. У нас такой необходимости нет, да и возможностей. Наши охранники будут активно сотрудничать с греческими спецслужбами, другими международными организациями. Кроме того, каждый член российской делегации будет проинформирован, в какие районы Афин не следует ходить по соображениям безопасности. Но вот что интересно: олимпийские соревнования по борьбе пройдут именно в таком месте, вдобавок неблагоприятном и с сейсмологической точки зрения. Когда мы поинтересовались у организаторов, почему именно там они решили проводить турниры по борьбе, нам ответили, что люди, живущие в этом районе, любят эти виды спорта.
-- Будет ли в Афинах открыт Русский дом, как это было на прошлых Олимпиадах?
-- Пока этот вопрос решается. Может быть, Русский дом расположится на арендованном комфортабельном корабле, где будут жить почетные гости. Русский дом, конечно, это все приятно -- приемы, встречи. Однако, на мой взгляд, наши главные заботы сейчас должны быть направлены на другое. Олимпиада будет проходить в сложных условиях. И я бы вместо Русского дома подумал об организации медико-восстановительного центра для российских спортсменов. Пусть он будет небольшим, рассчитанным человек на десять, но необходимость в нем есть. Какими бы хорошими ни были условия в Олимпийской деревне, атмосфера, царящая там, психологически нагружает спортсмена. Порой ему просто нужно отвлечься от всего, переключиться. И центр, о котором я говорю, в этом смысле оказался бы очень кстати -- массаж, врач, домашняя еда, спокойная обстановка, возможность просто отоспаться. Это особенно важно для тех, кто оступился на предварительной стадии, и нужно восстановить силы, чтобы пробиться в финальную часть. На днях мы летим в Афины, постараемся подыскать подходящее место неподалеку от Олимпийской деревни, повыше в горах, лучше бы в зеленой зоне.
-- Зимняя Олимпиада запомнилась всем допинговыми скандалами. Не повторится ли нечто подобное в Афинах?
-- Надеюсь, что нет. На сегодняшний день по линии Госкомспорта организована антидопинговая комиссия. Кроме нее создан независимый антидопинговый комитет, который на правах сопредседателей возглавляют первый заместитель Тягачева Владимир Васин и заместитель Фетисова Валентин Балахничев. В этот комитет входят замминистра здравоохранения России, другие специалисты. Комитет ведет активную работу со спортсменами. Во-вторых, мы перевели антидопинговый кодекс ВАДА, размножили его типографским способом и разошлем в качестве настольной книги практически во все крупные спортивные территориальные центры, не говоря уже о спортивных федерациях и организациях.
Планируем организовать учебу спортивных врачей. Чуть ли не экзамен будем принимать у них, чтобы наизусть знали этот кодекс. В-третьих, у меня есть предложение, чтобы лица, причастные к подготовке олимпийцев, и сами спортсмены дали письменное обязательство не принимать никаких незнакомых препаратов ни из чьих рук. После скандалов на зимних Играх детский лепет, мол, я не знал, никто слушать не станет. Ближе к началу Игр, когда мы будем владеть более обширной информацией из практики ВАДА, подготовим памятку каждому члену делегации, что нужно знать о допинге. Например, не хватать воду, о которой ничего не известно. Почему я об этом говорю, потому что в Сеуле, где, казалось бы, корейские службы безопасности работали исправно, был прецедент, когда мы выловили партию кока-колы, в которой содержалось кофеина гораздо больше нормы. Если бы спортсмены хлебнули этого напитка, то имели бы проблемы, похожие на те, что случились в Солт-Лейк-Сити.
-- Как же быть, все продукты не проверишь?
-- Но можно отследить, кто поставляет их, чтобы потом было кому адресовать вопросы. Что же касается ресторанов, расположенных на территории Олимпийской деревни, то это прерогатива греческих служб безопасности. Нашему повару, кстати, не разрешили готовить еду российским спортсменам.
-- И все-таки в случае возникновения непредвиденных ситуаций будут ли привлекаться адвокаты, потому что в Солт-Лейк-Сити складывалось впечатление, что мы не умеем сами себя защитить.
-- Юристы и адвокаты, безусловно, будут работать на Олимпиаде, но я бы не стал переоценивать роль тех из них, кто вообще не знает спорта, как, например, господин Кучерена. На мой взгляд, за все должен отвечать спортивный руководитель, руководитель команды. Он обязан знать основы права и главное -- регламент соревнований. Юрист может быть востребован для того, чтобы правильно отреагировать на ситуацию. К примеру, нужно ли подавать протест или не стоит, потому что протест чаще всего вызывает обратную реакцию. Вообще, я считаю, что прежде чем запускать механизмы защиты наших спортсменов, нужно сначала разобраться самим, кто виноват, чтобы не выглядеть смешными в глазах окружающих.
-- На сегодняшний день что вас, как руководителя рабочей группы «Афины-2004», волнует больше всего?
-- Состояние готовности наших спортивных объектов и баз для подготовки олимпийцев. Казалось бы, все есть -- стены, вода, но отсутствует оборудование, инвентарь, спортивные снаряды. Не представляю, как, к примеру, гимнаст будет тренироваться на брусьях, которые не соответствуют «олимпийским». Динамические характеристики могут быть разными, следовательно, и тренировки отличаться. Кстати, оргкомитет Игр до сих пор не сообщил нам, какие снаряды, покрытия, оборудование будут использованы на Олимпиаде. Проводятся тендеры, выгодные сделки с фирмами, а информация затягивается. А для нас это смерти подобно, потому что в отличие от американцев, которые решают подобные проблемы в один момент, мы быстро ничего делать не умеем. Попробуй провези все это через таможню! Современные Олимпиады по старинке не выигрывают.
Беседовала Ольга ЕРМОЛИНА