|
|
N°159, 28 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Старость без праздника
Жертвы французской жары обрели покой в морозильниках
Такого не было во Франции со времен Средневековья, когда свирепствовала чума. Ныне мертвых опять собираются хоронить во рвах, в огромных братских могилах. Дело тут не в том, что похоронные команды не справляются с большим числом отошедших в мир иной. У покойников нет родственников и близких, способных взять траурную церемонию на себя и отдать бедолагам последние земные почести.
По самой приблизительной статистике, почти десять тысяч французов умерли в дни невероятного зноя этим летом. Как правило, это одинокие старики, погибшие от сердечной, почечной или дыхательной недостаточности. Тела многих из них до сих пор не преданы земле. Только в Париже от 300 до 400 тел по сей день хранятся в грузовиках-рефрижераторах и в морозильных камерах на оптовом продуктовом рынке в Рюнжисе. Несмотря на все усилия столичной мэрии, родственники и близкие умерших упорно не дают о себе знать. Выход только один: рыть братские могилы...
Французы ощущают себя народом средиземноморским. Но на семейные отношения их «латинский» характер не распространяется. В Пятой республике несть числа пенсионерам, доживающим свой век вне семей, в полном одиночестве. В соседних Италии или Испании, не говоря уже о странах Магриба, представить себе подобное совершенно невозможно. А вот у французов культа родителей с его уважением к старшим практически больше не существует.
Это значит, что с учетом ускоряющегося старения нации проблема одинокой старости приобретает сегодня поистине государственный масштаб. Статистика говорит сама за себя. Сейчас на 60 с небольшим миллионов населения Пятой республики 12 миллионам уже перевалило за 60 лет, из них 4 миллионам -- за 75 лет. 600 тысяч стариков постоянно находятся в различных госпиталях и домах престарелых. При этом далеко не в каждом из них условия пребывания соответствуют необходимому уровню.
Жара прошедшего лета, как лакмусовая бумажка, показала проблемы, стоящие перед французским обществом. Это отметил Жан-Пьер Раффарен, встречаясь в Матиньонском дворце с руководителями крупнейших во Франции организаций, занимающихся обслуживанием пенсионеров. "Мы должны создать специальную программу по облегчению участи стариков, построить цепь национальной солидарности с ними", -- сказал премьер-министр. Под девизом "Долголетие -- задача нации" кабинет министров обязался разработать к октябрю комплекс мер по улучшению жизни одиноких стариков и по лучшему обеспечению богаделен. Речь идет о разблокировании многомиллиардных кредитов.
Чтобы изыскать эти средства, планируется отменить один из праздничных дней, которых во Франции немало и которые съедают немалую часть бюджета. Жертвой "секвестра" оплачиваемого свободного времени станет скорее всего 8 мая -- аналог нашего Дня Победы. В 1975 году президент Жискар д'Эстен это скромное для французов торжество уже отменял. Франсуа Миттеран, участвовавший в Сопротивлении, праздник восстановил. Однако сейчас французы и немцы, и без того объединенные в Единой Европе, вслух задумываются о слиянии двух когда-то противоборствующих народов в одном государстве. Значит, лучше не бередить былые раны и не вспоминать о тяжелой военной године.
Петр РОЗВАРИН, Париж