Калининградское ЗАО «Автотор», занимающееся сборкой легковых и малотоннажных корейских KIA и BMW 3-й и 5-й серий, пополнило автомобильную коллекцию американским брендом. Вчера предприятие подписало генеральное соглашение с General Motors CIS (представляет GM в России) о сборке на своих мощностях американского внедорожника Hummer-2. Ранее калининградцы упорно открещивались от просочившейся в прессу информации о переговорах с американцами, сохранив эту новость до открытия VI Московского международного автосалона.
Начать производства Hummer-2, по словам председателя совета директоров «Автотора» Владимира Щербакова, планируется уже в конце сентября. В течение первого года «Автотор» планирует продавать примерно 200--250 джипов, а в перспективе -- до 500 в год. Аналитики сомневаются в успехе проекта: по их мнению, из-за высокой стоимости на обрусевший внедорожник может не найтись покупателей. Впрочем, калининградцы уверяют, что цена их Hummer-2 не превысит 85 тыс. долл. (на западе он стоит 110--120 тыс. долл.).
Напомним, что это третья попытка GM выйти на рынок внедорожников в России -- первая, как известно, окончилась неудачно. Проект сборки бразильской модификации Chevrolet Blazer на специально созданном в конце 1995 года в Татарии СП «ЕлАЗ-GM» спустя три года был признан экономически неэффективным и закрыт. Правда, американцы жаловались на финансовый кризис в 1998-м, плохое качество сборки и неприспособленность «бразильца» к российским условиям. Второй проект GM с тольяттинским «АвтоВАЗом» по выпуску Chevrolet-Niva оказался более живучим. Джип-полукровка оказался лучше адаптированным к северным широтам и российским кошелькам, но по своей сути остался «старой доброй» Нивой.
Замгендиректора АСМ-холдинга (Минавтопром во времена СССР) Александр Ковригин считает новый проект GM в России перспективным -- в отсутствие сборки машин подобного класса имеется ниша для продажи тяжелых джипов.
Впрочем, Hummer не единственный совместный проект «Автотора» с GM. Программа сотрудничества, рассчитанная на пять--семь лет, предусматривает также сборку легковых и грузовых (грузоподъемностью от 1 до 20 тонн)
автомобилей Chevrolet. В первом квартале 2004 года «Автотор» начнет сборку легких грузовиков и до конца года планирует собрать 1 тыс. машин -- столько же, сколько и грузовых автомобилей KIA. Параллельно предполагается собрать в будущем году 500 легковых автомобилей.
Американцы впервые решили организовать на «Автоторе» и производство бензиновых и дизельных двигателей GM в количестве 100--150 тыс. единиц в год. Общий объем инвестиций составит около 250 млн долл., из них 70--80 млн придется на производство внедорожников.
То, что партнерами «Автотора» на этот раз стали американцы (ранее поступала информация о переговорах с европейским производителем), не случайно. Обесценивание доллара по отношению к евро подогревает интерес россиян к американским машинам. Ведь рост евро привел к повышению цен на европейские машины на 10--20%. Создав СП с GM, «Автотор» диверсифицирует поставщиков комплектующих, говорит аналитик «Атона» Александр Агибалов. Дальнейшее удорожание евро может вызвать повышение цен на BMW, продажи которого, соответственно, снизятся. Однако это может быть компенсировано ростом спроса на корейские или, что еще более актуально, на американские машины.