|
|
N°158, 27 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Последняя уступка Вашингтону
Москва не откажется от сотрудничества с Тегераном
Завершившийся вчера двухдневный рабочий визит в Москву старшего помощника госсекретаря США Джона Болтона, курирующего в госдепе вопросы контроля над вооружениями, сенсаций не принес. Американского дипломата приняли замминистра иностранных дел России Сергей Кисляк и глава Минатома Александр Румянцев. Их переговоры, касавшиеся, главным образом, северокорейской и иранской проблематики, судя по всему, не изменили взглядов Москвы на российско-иранское сотрудничество в области атомной энергии.
По информации газеты «Время новостей», стороны изложили хорошо известные позиции по этому вопросу. США крайне обеспокоены возможностью Ирана использовать это сотрудничество (строительство с помощью России АЭС в Бушере) для осуществления своей военной ядерной программы. Россия же отвергает такую возможность, ссылаясь на полную прозрачность работ по Бушерской АЭС, проводящихся в соответствии с правилами Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Вместе с тем, как заявил Интерфаксу анонимный российский дипломатический источник, комментируя переговоры Сергея Кисляка и Джона Болтона, «у Москвы и Вашингтона есть общее понимание необходимости добиться большей открытости Ирана в ядерной сфере и его более полного сотрудничества с МАГАТЭ». При этом одной из целей визита г-на Болтона было еще раз постараться отвратить Москву от продолжения строительства АЭС, однако никаких новых аргументов, свидетельствующих о растущей угрозе ядерных амбиций Тегерана, предоставлено не было.
Российская сторона между тем делает все, чтобы снять американскую озабоченность. (Любопытно, что ее в какой-то степени провоцируют и в самом Иране. Во вчерашнем интервью иранскому агентству «Мехр» советник иранского министра иностранных дел д-р Али Хоррам сообщил, что «в ядерных отходах имеются материалы, которые с большим трудом, но все же могут быть использованы для изготовления атомного оружия»...) Так вот, буквально накануне появления в Москве американского дипломата, 21 августа, премьер Михаил Касьянов утвердил текст дополнения к российско-иранскому соглашению по Бушерской АЭС, согласно которому обе стороны должны подписать протокол о возврате в Россию отработанного на АЭС ядерного топлива. Этот протокол может быть подписан уже в сентябре, после проведения сессии МАГАТЭ в Вене. И затем, как утверждают в российском Минатоме, поставкам в Иран уже изготовленного для него и хранящегося под Челябинском топлива будет открыт зеленый свет. По первоначальному графику эти поставки должны были начаться еще в марте 2002 года, но даже сейчас, как считает д-р Хоррам, они могут быть отсрочены до 2004-го. Как считают российские эксперты, такое решение может принять Минатом, чтобы максимально сократить время от поставки топлива в Бушер до пуска АЭС в эксплуатацию. Такой шаг Москвы, если он осуществится, окажется последней уступкой оказывающему на нее давление Вашингтону.
С другой стороны, следует отдать должное и сдержанности Тегерана, никак не отреагировавшего в свое время на предложение высокопоставленных российских военных построить систему ПВО вокруг Бушерской АЭС. Об этом рассказал на днях в интервью иранской прессе руководитель российского Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров, принимавший участие в переговорах российской делегации с министром обороны Ирана, в ходе которых несколько лет назад и прозвучало это предложение.
«Холостым выстрелом» отчасти можно считать и очередную попытку Джона Болтона призвать Москву к оказанию давления на Тегеран, чтобы тот подписал дополнительный протокол с МАГАТЭ, позволяющий проводить международные инспекции ядерных объектов Ирана. Однако еще 18 августа глава российского МИДа Игорь Иванов в своем послании иранскому коллеге Камалю Харрази призвал его как можно скорее подписать этот протокол. Более того, как стало известно газете «Время новостей», еще до его подписания, в текущем месяце, Иран согласился допустить две группы инспекторов МАГАТЭ на все ядерные объекты, куда они желали попасть, и даже позволил им взять там экологические пробы грунта. Еще пару месяцев назад Тегеран категорически противился этому.
Разумеется, все эти шаги иранцев, направленные на сотрудничество с МАГАТЭ, вряд ли были бы возможны, если бы не давление США. Однако верно и другое: лояльное поведение Тегерана по отношению к требованиям МАГАТЭ может помешать планам Вашингтона добиться принятия на сентябрьской сессии агентства резкой резолюции по Ирану с тем, чтобы перенести обсуждение иранского «ядерного досье» в Совет Безопасности ООН. А это уже стало бы фактом международного признания включения Ирана в «ось зла».
Аркадий ДУБНОВ