|
|
N°158, 27 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Украина не пойдет на серьезные решения»
Итоги заседания совета учредителей -- основателей украинско-российского газотранспортного консорциума в интервью корреспонденту газеты «Время новостей» Светлане СТЕПАНЕНКО комментирует эксперт по вопросам ТЭК Центра экономических и политических исследований имени Разумкова Владимир САПРЫКИН.
-- Придаст ли динамики самому процессу развития консорциума по управлению украинскими газопроводами возврат к варианту концессии?
-- Законодательство Украины не предусматривает передачу газотранспортной системы (ГТС) в концессию, и это создаст на пути консорциума новые препятствия, в частности, придется добиваться одобрения этой идеи в парламенте.
Высокий уровень договоренностей пока не привел к какому-либо ощутимому результату -- фактически предынвестиционная фаза проекта продлена еще на четыре месяца. Думаю, идея консорциума будет буксовать из-за отсутствия экономической заинтересованности Украины в предложенных организационных моделях. Накануне президентских выборов 2004 года украинские официальные лица открыто не скажут консорциуму «нет», но и не пойдут на серьезные решения. Вероятный преемник президента в 2004 году премьер Виктор Янукович вряд ли примет на себя ответственность за создание консорциума. Леонид Кучма постарается выполнить свои обещания, не осложняя приемлемых взаимоотношений со странами ЕС, в частности с Германией.
-- Как вы оцениваете одну из немногих конкретных договоренностей -- план строительства нового газопровода по маршруту Новопсков--Ужгород?
-- Этот проект, реализация которого может затянуться на четыре--пять лет, свидетельствует о том, что первоначальная идея консорциума буксует. Ведь изначально акцент делался на модернизации украинской ГТС, а не на новом строительстве. Украина уже сегодня обладает достаточными мощностями, необходимыми для увеличения экспорта на 20--40 млрд кубометров газа в год. В то время как средств на модернизацию фактически нет.
-- Глава минтопэнерго Украины Сергей Ермилов высказал мнение, что Россия сможет приватизировать те газотранспортные мощности, которые построит на Украине. Может быть, вчерашние соглашения -- шаг в этом направлении?
-- России действительно невыгодно вкладывать деньги в то, что ей не принадлежит (согласно законодательству украинскую ГТС запрещено приватизировать). Однако строительство новой украинско-российской трубы не отменяет саму идею международного консорциума на основе украинских магистральных газопроводов. Россия, по-видимому, предложит новый газопровод или его инвестиционный проект в качестве своего пая при создании международного консорциума. Украина при этом внесет часть своей ГТС, а Германия -- инвестиции. В то же время трубопровод Новопсков--Ужгород может стать своевременной ставкой россиян на перспективный среднеазиатский газ, который рано или поздно выйдет на европейские рынки. Благодаря новым мощностям на территории Украины Россия сможет регулировать среднеазиатские потоки.
-- А что, на ваш взгляд, стоит за предложением г-на Ермилова о привлечении к созданию консорциума среднеазиатских республик?
-- «Энергетические» министры на Украине, как правило, не высказывают личных мнений. Инициативы по консорциуму прорабатываются в администрации президента и кабинете министров. Но «среднеазиатская» идея вряд ли найдет свое решение. Это своеобразная возможность уйти от проблемы. Ведь когда заходит в тупик решение основных вопросов, всплывают второстепенные, которые уводят в сторону от реалий. Теоретически богатый газом Туркменистан мог бы войти в консорциум. Однако исходя из конкретных реалий -- а они состоят в том, что Россия и Украина не могут договориться и между собой, -- это проблематично. К тому же Туркменистан не имеет достаточных инвестиций для модернизации украинской ГТС.
-- Могла ли идея привлечения к консорциуму среднеазиатских республик родиться за пределами Украины? К примеру, США опекают ГУУАМ и делают ставку на усиление энергетической самостоятельности бывших советских республик...
-- Вряд ли. США могли бы лоббировать участие своих компаний, однако их давление в связи с присутствием среднеазиатских стран в консорциуме маловероятно. Связь ГУУАМ с «газовым» консорциумом не просматривается, -- США, скорее, имеют здесь нефтяные интересы.
-- Глава подкомитета Рады по газовой промышленности призвал украинское правительство привлечь США в качестве одного из учредителей «газового» консорциума. Насколько это вероятно?
-- США или американские компании в явном виде пока не проявляют интерес к созданию консорциума. Да и украинское руководство с прохладцей относится к этой теме. К примеру, одна из американских компаний около пяти лет не может получить ответ на свои инвестиционные предложения, касающиеся, кстати, проекта в форме концессии.
Беседовала Светлана СТЕПАНЕНКО