Совет участников консорциума по управлению и развитию газотранспортной системы Украины, который заседал вчера в Киеве, как и ожидалось, не дал окончательного ответа на самый острый вопрос: как он будет управлять украинскими газопроводами. Переговоры в киевском офисе госкомпании «Нефтегаз Украины» (российскую сторону представляли вице-премьер Виктор Христенко, зампреды правления «Газпрома» Александр Рязанов и Юрий Комаров и посол на Украине Виктор Черномырдин, украинскую -- вице-премьер Виталий Гайдук и глава «Нефтегаза» Юрий Бойко) длились два с половиной часа, по истечении которых стало понятно: каждый остался при своем. Как сообщил г-н Гайдук, стороны решили «вернуться к модели управления на условиях концессии» и договорились, что экономическая эффективность этого варианта будет еще раз проанализирована до 1 декабря.
Источник в российской делегации пояснил газете «Время новостей», что к рассмотрению концессионной модели, которая была «забракована» украинцами, вернулись по настоянию «Газпрома». С точки зрения концерна, эта форма вполне может быть экономически выгодна для всех сторон. Проблема же в том, что законодательство Украины не предусматривает концессии в отношении магистральных газопроводов. Поэтому до 1 декабря будет прорабатываться не столько экономический аспект, сколько нормативный -- проект изменений в украинское законодательство.
Финансовая сторона дела состоит в следующем. Сегодня «Нефтегаз Украины», который управляет газотранспортной системой, обеспечивает 20% платежей в бюджет страны (около 1,2 млрд долл. ежегодно, из них примерно 400--500 млн долл. поступает от транзита российского газа). В случае принятия модели концессии, по мнению близкого к переговорам источника газеты, правительство Украины неминуемо потребует гарантий того, что платежи 20--30 лет останутся как минимум на этом уровне, а также возложит на концессионеров обязательства поддерживать и развивать саму систему. «Газпром» готов к такой постановке вопроса, теперь слово за украинскими властями, которые должны санкционировать изменение законов. Не исключено, что политические договоренности на этот счет будут достигнуты уже в начале сентября на встрече Владимира Путина и Леонида Кучмы в Ялте.
По второму направлению предполагаемой деятельности консорциума -- развитию газотранспортной системы -- достигнуты более внушительные результаты. Вчера было решено, что первый этап инвестиционной фазы стартует с
проекта по строительству нового газопровода на украинской территории Александров Най -- Новопсков -- Ужгород мощностью 15--28 млрд кубометров в год и ориентировочной стоимостью 2,3 млрд долл. По словам Виктора Христенко, примерно 20--25% этой суммы будет обеспечено из собственных средств «Нефтегаза Украины» и «Газпрома», остальное будет привлечено на условиях проектного финансирования под гарантии экспортных контрактов. До 1 декабря должно быть проработано техническое задание по этому проекту и ряд принципиальных вопросов -- об организации финансирования, о сроках строительства, гарантировании поставок газа по этой трубе в рамках контракта на условиях ship or pay (грузи или плати). По словам источника газеты «Время новостей», уже достигнуты договоренности о том, что новая магистраль будет закреплена в собственности консорциума. В то же время украинские чиновники от прямого ответа на этот вопрос уклонились.
Киевские договоренности с точки зрения российских интересов нельзя оценить по шкале «провал -- успех». Хорошо, что «Газпром» не пошел на компромиссы, которые позволили бы «показать результат» -- быстрый, но с «потерей качества». Плохо, что процесс в очередной раз затянут, и это тем хуже, что предстоящие на Украине выборы делают будущее консорциума трудно прогнозируемым. Впрочем, есть и однозначно хорошие новости. Виталий Гайдук в присутствии нескольких десятков человек открестился от предложения включить в состав консорциума Казахстан, Узбекистан и Туркмению, которое на прошлой неделе высказал глава украинского минтопа Сергей Ермилов. Гайдук заявил, что «идеология» подключения к консорциуму этих стран может быть воплощена только в отдаленном будущем. Сейчас на повестке дня -- присоединение Германии к проекту, механизмы чего, по словам г-на Гайдука, и будут прорабатываться в ближайшее время.