|
|
N°159, 28 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пленка закончилась
В Доме фотографии прошла последняя выставка из цикла «24+»
В очередной раз убедиться в том, что все когда-нибудь кончается, пришлось любителям архитектурной фотографии во вторник. «Верхняя точка» Александра Джикия -- тридцать шестая выставка трехлетнего (а кажется -- бесконечного) проекта архитектурной фотографии «24» -- действительно оказалась последней. По крайней мере из персональных. На сегодняшний день.
С самого начала куратор проекта Юрий Аввакумов определил его параметры довольно жестко: двадцать четыре выставки по двадцать четыре фотографии, непременно посвященные архитектуре, должны были пройти в Музее архитектуры имени Щусева (в один прекрасный момент проект покинул гостеприимные стены Музея архитектуры и переместился в еще более радушный Дом фотографии и даже обрел там свой зал). Поскольку на тот момент в отечестве было не более двух с половиной фотографов, специализирующихся на архитектуре, идея Аввакумова казалась малореальной. Но куратор был настроен оптимистично и загадочно, планов своих не раскрывал, зато обещал, что фотографии повторяться не будут, каждый, самый замечательный автор появится в его проекте лишь однажды (и слово свое сдержал). Действительность, как это часто бывает, превзошла все ожидания. С самого начала свободная «авторская» трактовка архитектурной фотографии все более расширялась, постепенно включая помимо предсказуемых архитектурных красот в виде переулков (Катя Голицына), конструктивизма (Ричард Пэйр) и новостроек («Марьино» Алексея Народицого) совсем неожиданные темы: лагеря (Карл де Кейзер «Зона»), неубранный мусор («Последствия» Александра Слюсарева), фабрики (Евгений Нестров), туалеты («МЖ» Викентия Нилина), даже небо («Свод» Марины Цурцумия). В ход пошли виды наших архитектурных питомников: МАРХИ (фотографировали студенты) и Петербургской академии художеств (интерпретация Натальи Жерновской); взгляд из собственных окон (Семен Файбисович); путешествие по Ленинским местам (Владислав Ефимов). Для Александра Бродского проект стал удачным поводом проявить, наконец, накопившиеся за три года пленки и посмотреть, что там на них получилось.
К своему проекту Аввакумов привлекал международных и отечественных звезд: фотографов, художников, архитекторов, а также фотографов, никогда архитектуру не снимавших, и архитекторов, фотографией до того не занимавшихся. Это стимулировало развитие отечественной архитектурной фотографии невиданными до того темпами, а проект теоретически мог продержаться любое количество времени. Аввакумов вовремя вспомнил, что бывают пленки не только по двадцать четыре, но и по тридцать шесть кадров. И изменил формат проекта с «24» на «24+».
Последним в уже удлиненном ряду стал Александр Джикия: известный художник, но не то чтобы фотограф (хоть и снимает время от времени), зато с архитектурным образованием. В соответствии с названием выставки «Верхняя точка» он снимал сверху. То, что оказалось внизу. Канавы, всякие автомобильные стоянки, тени, мусор, рабочих на крыше и снег за окном. Свою alma mater -- архитектурный институт и панельные Черемушки. Получился лирический дневник: «что вижу, то пою», в который автор включил для разнообразия самовар (для утомленных архитектурными мотивами).
Но, завершив свою удлиненную пленку, ставить точку Аввакумов не собирается. Следующим шагом проекта должна стать большая выставка. В нее куратор планирует включить по четыре фотографии от каждой из показанных выставок (те, что по условиям проекта оставались в музеях), всего 144 работы. И издать каталог, чтобы зафиксировать и проанализировать трехлетний труд. Дело, как обычно, за малым: на каталог нужны приличные деньги. До сих пор проект был малобюджетным: каждая выставка стоила ровно 500 долларов, которые тратили на открытки и пригласительные билеты. Есть надежда на помощь Дома фотографии, тем более что следующая фотобиеннале будет посвящена городской теме.
Заслуга Аввакумова в развитии отечественной архитектурной фотографии очевидна. И оглядываясь назад, он с удовлетворением говорит о проделанной работе: «Три года назад ситуация с архитектурной фотографией была совсем иной. Сериал был рассчитан на массовое сознание, и оно повернулось в сторону архитектурной фотографии».
Фаина БАЛАХОВСКАЯ