|
|
N°50, 22 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Жизнь и приключения барака №17
Завтра в «Пушкинском» премьера полнометражного мультфильма «Побег из курятника»
Первое ощущение: так не бывает. Не делают таких мультфильмов для детей. А если и делают, то они становятся культовым развлечением для небольшой группы продвинутых взрослых и даже могут получить парочку «Оскаров» (что, собственно говоря, и происходило раньше с мультфильмами англичан Ника Парка и Питера Лорда об изобретателе Уоллесе и его верном псе Громите), но уж никак не могут снискать народную любовь и получить сотни миллионов долларов в прокате. Ну а потом становится просто весело -- оттого, что такое все-таки возможно. Возможно увидеть в скромной йоркширской птицеферме настоящий концлагерь для обреченных, но страстно мечтающих о полете и свободе живых существ. Возможно создать анимационную вселенную, которая кажется не менее умной, яркой и интересной, чем мир игрового кино. Возможно оживить фигурки из влажной глины с мастерством, достойным того, кто первым в истории совершил эту операцию.
Знатоки не упустят случая подчеркнуть, что история о побеге куриц с птицефермы в землю обетованную списана с классических фильмов о военнопленных -- «Сталага 17» (1953) Билли Уайльдера и «Большого побега» (1963) Джона Стерджеса. Даже барак, в котором обитает организатор и вдохновитель побега рыжая наседка по имени Джинджер, имеет тот же порядковый номер, что и жилище героев «Сталага». Но первое, на что обращаешь внимание, это как раз не кинематографические отсылки, а сильнодействующий драматический реализм предлагаемых обстоятельств: владелица фермы миссис Твиди рубит головы курам, переставшим нестись (самые наивные полагают, что исчезнувшая товарка «уехала на курорт»), а мистер Твиди охраняет обнесенный колючей проволокой птичник с бешеной яростью палача-эсэсовца из советского фильма.
Два слова о сюжете: миссис Твиди, недовольная яйценоскостью своих питомцев, закупает новейшее оборудование по производству пирогов. «Сюда закладываешь куриц», -- объясняет она туповатому мужу. «Отлично. А с чем будут пироги?» -- спрашивает тот. Многочисленные попытки бегства, предпринятые неугомонной Джинджер, пока что не увенчались успехом. Но однажды вечером на территорию фермы с небес падает летающий петух Роки, и Джинджер кажется, что выход найден: немного физических упражнений, пара мужских подтяжек для разгона -- и курица станет птицей и начнет звучать гордо. Клюв кажется не слишком подходящим инструментом для поцелуя взасос, но от хеппи-энда со страстными объятиями героя и героини вам никак не отвертеться.
В сногсшибательной сцене, в которой Джинджер и Роки спасаются от гибели, блуждая по лязгающему лабиринту пирожковой машины, есть забавный эпизод: зажигается газ, неумолимо закрывается дверь духовки, и лишь в предпоследнее мгновение куриная парочка проскальзывает под опускающейся стеной, отделяющей жизнь от смерти, а в последнее -- Роки успевает вытащить из адского пламени слетевшую с головы шляпу. Это очевидная отсылка к «Индиане Джонсу», но сделана она не дешевого смеха ради, и уж тем более не имеет никакого отношения к постмодернистской цитатности. Просто английские аниматоры вступаются за честь родного искусства, эффектно и убедительно доказывая, что нет ни одной сцены в мировом кино, которую нельзя было бы рассказать на языке одушевленной глины.
«Побег из курятника» -- это как раз тот случай, когда не надо стесняться прямой рекламы: берите всех своих детей старше пяти лет и отправляйтесь в кино на «Побег из курятника». Кстати, неизвестно, кто из вас получит большее удовольствие.
Алексей МЕДВЕДЕВ