Намерение государства продать в 2004 пакеты акций тех предприятий, где ему принадлежит менее 25%, неизбежно приведет к новому переделу собственности. Тем более что речь идет о весьма привлекательных предприятиях с зачастую не до конца урегулированными вопросами собственности. В частности, это касается предприятий сельскохозяйственного машиностроения -- единственной отрасли России, которая до сих пор оставалась вне интересов крупнейших российских компаний, занятых проблемами более привлекательных активов. Потенциально акции «Ростсельмаша» и Липецкого тракторного завода, чьи акции государство намерено продать в будущем году, могут стать предметом наиболее ожесточенной борьбы.
Положение нынешних хозяев этих предприятий устойчивым никак не назовешь. Сельское хозяйство России находится ныне в нелегкой финансовой ситуации. Как признал министр Алексей Гордеев, просроченную задолженность имеют 85% хозяйств. Денег у крестьян для покупки серьезной техники нет, поэтому продажи комбайнов хозяйствам упали, к примеру, на «Ростсельмаше» на четверть по сравнению в прошлым годом. Тем не менее потенциально сельскохозяйственное машиностроение ожидает неизбежный рост, так как государство в интересах продовольственной безопасности не может оставить село без тракторов и комбайнов. Но если тракторы в России и странах СНГ производят несколько крупных заводов, то 90% комбайнов только два -- «Ростсельмаш» и Красноярский комбайновый завод, примерно пополам делящие ныне этот рынок.
Главным акционером «Ростсельмаша» сегодня является холдинг «Новое Содружество», владеющий около 60% акций предприятия. 20,8% -- госпакет, который будет выставлен в следующем году на торги, 10--15% принадлежит мелким инвесторам. «Новое Содружество» уже объявило о своем участии в аукционе по продаже государственного пакета завода. Замгендиректора «Ростсельмаша» Александр Савостьянов даже заявил: «Новое Содружество» уже вложило в завод значительные средства и не собирается делить его с кем-нибудь еще». У управленцев завода есть основания нервничать в ожидании аукциона, так как в России, да и в самой Ростовской области, немало прецедентов, когда скупившие около 20% акций миноритарии успешно отбирают управление собственностью у владельцев контрольного пакета. Так, в частности, случилось на предприятиях близкого к Ростову Таганрога -- «Тагмете» и «Красном котельщике».
Среди потенциальных агрессоров наиболее вероятно могут оказаться те структуры, которые в состоянии помешать «Новому Содружеству» вообще участвовать в аукционе. Потенциальных конкурентов у «Нового Содружества» несколько. Интерес к «Ростсельмашу» может питать, не афишируя это, к примеру, холдинг «Руспромавто», которому принадлежит Ярославский моторный завод -- эксклюзивный поставщик дизелей для комбайнов «Дон». «Ростсельмаш» принял недавно предложение «КамАЗа» о поставке его дизелей для «Донов», однако в ближайшее время поставки будут носить ограниченный характер, так как предыдущие опытные партии татарских моторов не отличались высоким качеством. В «Руспромавто» есть практически все направления автопрома: двигатели, автобусы, легкие и тяжелые грузовики, легковые машины, дорожные машины,
экскаваторы, погрузчики, гусеничные тягачи, а вот сельхозмашин нет.
Побороться за «Ростсельмаш» может и его главный конкурент -- Красноярский комбайновый завод. Интерес к событиям в сельскохозяйственном машиностроении недавно подогрело заявление президента «Сибмашхолдинга» Юрия Корапачинского о том, что «Сибмашхолдинг», «Промышленные инвесторы» и банк «Каспийский» создадут единую компанию по производству сельхозтехники. По его словам, сначала будет проведено объединение сбытовых сетей предприятий, входящих в состав «Сибмашхолдинга», ОАО «Волгоградский тракторный завод» (контролируется «Промышленными инвесторами») и ОАО «Агромашхолдинг» (Казахстан). По словам Корапачинского, в дальнейшем планируется провести слияние всех вышеперечисленных активов и объединение их в единую компанию «Агромашхолдинг», которая будет зарегистрирована в Москве. В этом месяце Юрий Корапачинский был на встрече с президентом России Владимиром Путиным, на которой обсуждались проблемы перерабатывающих отраслей. После этого Корапачинский заявил даже, что считает целесообразным присоединение к данному проекту и своего основного конкурента -- ОАО «Ростсельмаш», однако реакции ростовчан не последовало. «Сибмашхолдинг» успешно догоняет «Ростсельмаш» по количеству выпускаемых комбайнов и даже пытается закрепиться на рынках Юга России и Украины, прежде традиционной вотчине ростовчан («Сибмашхолдинг» организует там сборочное производство). Если «Агромашхолдинг» будет создан, конкурировать с ним «Ростсельмашу» станет непросто.
Тем более что дизели на ростовский комбайн «Нива» поставляет «Алтайдизель», который входит в «Сибмашхолдинг». Пока, по словам Константина Бабкина, председателя совета директоров промышленного союза «Новое Содружество», «Алтайдизель» исправно выполняет договорные обязательства, но сама по себе ситуация чревата конфликтом интересов.
Также против «Нового Содружества» могут выступить по заказу российских структур или западных производителей сельхозтехники, давно мечтающих закрепиться на российском рынке, профессиональные перепродавцы вроде «Альфа-Групп», которая имеет хорошие позиции в Ростовской области.
«Ростсельмаш», в свою очередь, предпринимает попытки создать собственный круг заводов. О создании на базе комбайнового завода холдинговой структуры объявило правительство Ростовской области. Ранее комбайновый гигант уже поглотил производителя запчастей АО «Сельмаш-Урюпинск». И все же основные возможности для развития «Новое Содружество» видит в присоединении украинских предприятий. В частности, объявлялось об интенсивных переговорах по покупке акций Харьковского тракторного завода и Херсонского комбайнового завода. Заявления делались в январе, но до сих пор нет ясности, насколько стороны продвинулись в реализации сделок.
Хотя в «Новом Содружестве» делают уверенные заявления о том, что претендентов на госпакет акций, недотягивающий до блокирующего, не наблюдается, ожидать можно всего. «Новое Содружество» уже проделало значительную часть «грязной работы», вдвое сократив площади основного производства и проведя массовые увольнения. Теперь завод представляет собой куда более лакомый кусочек, чем, скажем, года три назад. В то же время уязвимых мест у «Нового Содружества» хватает. У предприятия огромные долги, рабочие и администрация области недовольны массовыми увольнениями. Может создать проблему и уже описанная выше зависимость от поставщиков-конкурентов. Попытка ростовских властей навязать «Ростсельмашу» роль лидера в спасении промышленности области также может сыграть на руку потенциальным агрессорам. Так что в следующем году, вполне возможно, «Ростсельмаш» станет ареной ожесточенных битв.