|
|
N°158, 27 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«После выборов руководить Азербайджаном по-старому будет нельзя»
Азербайджанская оппозиции не оставляет надежды выдвинуть единого кандидата на предстоящих 15 октября президентских выборах. В эти дни руководители ведущих партий собрались в Лондоне, чтобы обсудить условия компромисса. К лидерам «Мусават» Исе Гамбару, «Народного фронта» Али Керимову и «Национальной независимости» Этибару Мамедову присоединился прилетевший из США председатель демпартии Азербайджана Расул Гулиев. Несмотря на многочисленные акции протеста, ЦИК Азербайджана отказался зарегистрировать его в качестве кандидата в президенты. К тому же с Гулиева не сняты обвинения в коррупции, и в случае приезда в Баку он будет немедленно арестован. О шансах оппозиции на победу нашей газете рассказал известный азербайджанский политолог Эльдар НАМАЗОВ.
-- Последние социологические опросы показали, что примерно 25% избирателей поддерживают кандидата властей, 25% -- оппозиции. Еще 50% -- это протестный электорат, который игнорирует выборы. Но власти идут на выборы с одним кандидатом, а у оппозиции их шесть--семь. Оппозиции надо было выдвинуть единого кандидата и хотя бы за год до выборов выработать стратегию, создать широкую коалицию. В нее могли бы войти не только оппозиционные партии, но и представители крупнейших общественных объединений, авторитетные ученые, писатели. Существующий сегодня координационный центр оппозиции не охватывает весь спектр оппозиционных сил. В свое время ведущие демократические страны прозрачно намекали оппозиции: «Объединяйтесь, выставляйте единого кандидата с внятной платформой, с четкой командой реформаторов-демократов». К сожалению, оппозиция за два месяца до выборов так и не смогла решить эти жизненно важные для себя задачи. Этим она серьезно облегчает задачу властей в достижении успеха.
-- Значит, поражение оппозиции неизбежно?
-- Я не хотел бы давать слишком пессимистические прогнозы. Но я не думаю, что 15 октября у нас сформируется власть, способная в предстоящие пять лет управлять страной. Судя по тому, как работает ЦИК, который отфильтровал неудобных как для властей, так и для оппозиции кандидатов, в том числе и меня, эти выборы не будут признаны демократическими и свободными. Если власти пойдут на масштабные фальсификации, они не смогут построить не только легитимную, но и сильную власть. Но даже если правящий режим после 15 октября сможет сохранить власть в лице Ильхама Алиева, руководить страной по-старому будет нельзя. Второй такой фигуры, как Гейдар Алиев, в стране нет, и власти будут вынуждены трансформироваться. Я думаю, в ближайшие год-два маятник на азербайджанской политической сцене будет качаться в разные стороны. Он остановится только тогда, когда к власти придет команда, способная сохранить стабильность, эффективно проводить политико-экономические и демократические реформы.
-- А Ильхам Алиев не соответствует демократическим «стандартам»?
-- Это молодой политик, ему 42 года. По мировоззрению он наверняка отличается от отца и его окружения, состоящего главным образом из людей, которым далеко за семьдесят и которые сформировались в годы административно-командной системы. Но при вступлении на пост премьера Алиев-младший твердо заявил, что не намерен менять ни команду, ни курс своего отца. В таком случае у Ильхама Алиева нет политического будущего. Потому что Азербайджан сегодня нуждается в корректировке и модернизации внутренней политики. Особенно это касается вопросов борьбы с коррупцией, нарушения прав человека, нормализации отношений между властью и оппозицией. Такая серьезная перестройка внутренней политики, безусловно, требует нового мышления, новых подходов и идей. Если команда власти не поймет этой простой истины, то Азербайджан через некоторое время окажется на пороге либо социального взрыва, либо новых президентских выборов.
-- Россия и США поздравили Алиева-младшего с назначением...
-- Я в отличие от некоторых лидеров азербайджанской оппозиции достаточно спокойно воспринял это. Во-первых, существует протокольная обязанность стран, которые тесно сотрудничают с Азербайджаном и которые должны реагировать на такие важные кадровые назначения. Во-вторых, Азербайджан подписал много соглашений и контрактов с международными финансовыми организациями, зарубежными странами, нефтяными компаниями, которые заинтересованы в дальнейшем выполнении этих контрактов. Эти страны и институты также заинтересованы в политической преемственности в Азербайджане. Правда, президент Алиев придал политической преемственности генетический оттенок...
Беседовала Ирада АЛЕКПЕРОВА, Баку