|
|
N°156, 25 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Минимальный срок
Генпрокуратура решила, что глава «МЕНАТЕПа» уже готов идти под суд
Генпрокуратура в пятницу объявила о завершении следствия по уголовному делу в отношении председателя совета директоров МФО «МЕНАТЕП» и совладельца НК «ЮКОС» Платона Лебедева. Он был задержан 2 июля нынешнего года по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере, причинении имущественного ущерба государству, уклонении от уплаты налогов и неисполнении судебного решения. Главный пункт обвинения -- мошенничество при покупке акций мурманского предприятия «Апатит». В рамках этого дела были также допрошены глава ЮКОСа Михаил Ходорковский и председатель РФФИ Владимир Малин. Расследование против г-на Лебедева положило начало целой серии уголовных дел, так или иначе связанных с ЮКОСом. Сейчас их насчитывается уже семь, причем часть связана с убийствами и покушениями на разных коммерсантов и чиновников, которые имели к нефтяной компании претензии.
Учитывая, что криминальная эпопея ЮКОСа стала «раскручиваться» только в начале июля, известие о завершении дела Платона Лебедева в столь рекордно сжатые сроки сразу вызвало у наблюдателей удивление. Два месяца -- минимальный срок, по закону предусмотренный на расследование уголовных дел, и зачастую в этих рамках следователи не успевают разобраться даже с обычным хулиганством или бытовым убийством. Однако в пятницу же, когда адвокаты г-на Лебедева начали знакомиться с материалами следствия, выяснилось, что в деле их клиента все не так просто. По словам защитников, оказалось, что расследование по финансовым взаимоотношениям «МЕНАТЕПа» и «Апатитов» Генпрокуратура начала еще весной. Также стало известно, что в материалах следствия указано, будто действовал г-н Лебедев не один, а вместе с им же самим «организованной группой», в которую входили его подчиненные и партнеры. Из этого можно сделать вывод, что, скорее всего, общее расследование по истории с акциями «Апатитов» будет продолжаться и по нему возможны новые допросы и аресты. «Персональное» же дело г-на Лебедева, очевидно, было выделено в отдельное производство.
По версии Генпрокуратуры, еще в 1994 году на инвестиционном конкурсе 20% акций «Апатитов» за 415,8 млн рублей купила аффилированная с «МЕНАТЕПом» фирма «Волна», и именно Платон Лебедев курировал эту сделку. Согласно условиям конкурса, помимо покупки акций «Волна» должна была инвестировать в «Апатит» 283 млн долларов. Как позже заявила администрация Мурманской области, деньги эти так и не были получены, и она потребовала через суд от «Волны» вернуть акции. Однако к тому времени «Волна», как выяснилось, продала их другим подконтрольным «МЕНАТЕПу» структурам -- ООО «Наутилус», ООО «Даная», ООО «Гейм», АОЗТ «Аннет», ООО «Самоцвет» и ООО «Ринг». Этой историей в разное время занимались разные структуры -- от правительства до прокуратуры и ФСБ, но именно против г-на Лебедева Генпрокуратура возбудила уголовное дело только 20 июня этого года, когда инцидент казался уже исчерпанным. Уже в ходе этого расследования Генпрокуратура обвинила главу «МЕНАТЕПа» еще и в сокрытии налогов. По данным следствия, четыре подконтрольные «МЕНАТЕПу» фирмы в свое время заключили соглашение с администрацией «закрытого» территориального образования «Лесной», что дало им налоговые льготы на 9 млрд рублей. Однако, по версии прокуратуры, эти фирмы реально не работали в «Лесном» и потому прав на льготы не имели.
Теперь Платон Лебедев, все время после ареста категорически отказывавшийся давать какие-либо показания, лично изучит все 146 томов дела, объем которого, по словам адвоката Евгения Бару, весьма настораживает. В связи с этим, пресс-служба «МЕНАТЕПа» распространила заявление, что «скорейшая передача дела в суд полностью отвечает интересам МФО». А само дело «не имеет никаких юридических и судебных перспектив и является лишь инструментом давления Генпрокуратуры при выполнении ей определенного политического заказа». Представители «МЕНАТЕПа» также высказали опасения, что процесс по делу Платона Лебедева накануне парламентских выборов «может превратиться в одну из очередных предвыборных постановок». Генпрокуратура, со своей стороны, наличие политической подоплеки в этом деле все время отрицала.
Ярослав ЗОРИН, Алексей ГРИШИН