Время новостей
     N°156, 25 августа 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.08.2003
Передел рынка
Банки начинают борьбу за место в потребительском кредитовании
Сценарий развития рынка потребительских кредитов, впервые четко определившийся в России к концу первой половины года, привел экспертов к неожиданным выводам. Несмотря на огромный потенциальный спрос со стороны населения и растущую очередь банков, стремящихся этот спрос удовлетворить, реальное увеличение экспресс-кредитования все еще ограничено. На практике конкуренция между банками в новой нише сводится к переделу крупнейших розничных сетей и корпоративных клиентов с большим штатом сотрудников.

Кредиты частным лицам на покупку чего бы то ни было для России совсем недавно казались еще полной экзотикой. Редкие банки, сформировавшие портфели потребительских ссуд (в первую очередь Сбербанк) в 90-е годы, после августовского кризиса-98 обнаружили массовое нежелание граждан возвращать средства и начали уходить с рынка. Результатом этого отчасти можно считать, что на середину 1999 года совокупный объем банковских кредитов физлицам составил 22,3 млрд руб. (против 30,8 млрд руб. на июль 1998 года) -- для страны с населением 145 млн человек показатель очень незначительный.

Поэтому, когда в марте 2000 года небольшой банк «Русский стандарт» (РС) начал выдавать потребительские экспресс-кредиты через торговые сети «М-Видео», «Мир» (а позже «Эльдорадо» и «Техносилу»), мало кто посчитал это перспективным бизнесом. РС предложил нестандартное решение, начав применять скоринговую модель (автоматизированная система расчета риска на индивидуального заемщика. -- Ред.), которую разработал с помощью международных консультантов (в том числе и компании McKinsey). На отработку системы у банка ушло как минимум полгода.

Через год дорогой РС пошла «дочка» Инвестиционного фонда США--Россия Дельта-банк (сейчас работает с торговыми центрами ИКЕА, «Москва», «Мега», «Крокус Сити»), выдавая ссуды от 3 тыс. руб., а правительство и Центробанк в Стратегии развития банковского сектора (принята в 2001 году) назвали потребительский кредит потенциально «важным направлением развития кредитных операций банков». В то же время на степень интереса к таким активам, говорится в стратегии, влияют «уровень риска, издержки банков, связанные с рассмотрением большого количества кредитных заявок и инвестиционных проектов розничных клиентов, а также стоимость ресурсов».

На данный момент потребительское кредитование -- бизнес для более чем 15 банков (не все из них выдают экспресс-кредиты), в том числе наиболее консервативных в подходе к розничным клиентам -- Ситибанка, Райффайзенбанка, Международного московского банка. Интересно, что при этом вопрос оценки рисков и качества портфеля потребительских кредитов остается дискуссионным. Так, по оценкам председателя правления банка «Кредиттраст» Александра Тимофеева, экспресс-кредитование в российских условиях невозможно без риска резкого возрастания просроченной задолженности. А президент Росбанка Евгений Иванов полагает, что «кредиты населению могут быть доходным и абсолютно качественным активом при четко отстроенной автоматизированной системе контроля рисков». Не случайно материнский холдинг Росбанка, решив усиливать ритейл, остановил свой выбор на приобретении группы ОВК, позиции которой сильны именно на карточном и кредитном рынке.

Идея доступного кредита для граждан как практически единственного альтернативного ресурса размещения средств в условиях снижения ставок и сокращения процентной маржи обретает все больше сторонников среди крупнейших банков. Их усилия уже не пропали даром -- по данным ЦБ, за последнее полугодие банки выдали частным лицам в виде кредитов 210,1 млрд руб. (173,9 млрд руб. в рублях и эквивалент 36,3 млрд руб. в иностранной валюте), а просроченная задолженность по этим ссудам составила 2,71 млрд рублей. С экономической точки зрения это должно означать расширение внутреннего кредита, спроса и повышения уровня жизни граждан. Но является ли этот рост розничного кредитования качественным?

По мнению Михаила Матовникова из Интерфакса, хотя потребительское кредитование перестало быть уделом «Русского стандарта» и Сбербанка, «его рост в значительной мере остается фиктивным» -- банки по-прежнему любят использовать розничные кредиты для выплаты зарплаты своим сотрудникам и сотрудникам аффилированных структур. Беспокойство вызывают и способы общепринятой экспансии -- борьба за каналы сбыта, которыми являются торговые сети в мегаполисах.

В этом году на рынке экспресс-кредитования появился новый сильный игрок -- банк Home Credit (создан на базе банка «Технополис»), «дочка» чешской Home Credit Finance. Благодаря хорошо поставленной технологии и более мягким условиям кредитования весной он вытеснил «Русский стандарт» из магазинов «Техносила», а в июле договорился о сотрудничестве с сетью «Цифровые технологии», ранее работавшей исключительно с банком «Первое ОВК». Аналогичным образом действуют крупные банки -- так, Альфа-банк имеет все шансы начать кредитование клиентов «М-Видео», Газпромбанк работает параллельно с РС в «Эльдорадо», а Внешторгбанк ведет переговоры с торговой сетью «Мир». Рынок становится более тесным, но это не значит, что он растет.

«Такая конкуренция не решает главной проблемы -- отсутствие развитых каналов сбыта (экспресс-кредитов. -- Ред.), -- рассуждает г-н Матовников. -- Мы видим, что банки отбирают бизнес друг у друга, но увеличивает ли это спрос и предложение?» Прорыв на рынке состоится только тогда, когда один из участников найдет еще одно нестандартное решение. Если новое слово в скоринге сказать трудно, то ресурсы по развитию кредитования по картам остаются значительными.

Старший аналитик «Тройки Диалог» Андрей Иванов уверен, что рост частных кредитов «во многом реален». «За первое полугодие нынешнего года объем потребительских кредитов вырос на 88% по сравнению с первым полугодием прошлого, а общий объем кредитов -- на 36%, это не могут быть только схемы, -- полагает он, -- банки активнее выдают кредиты сотрудникам компаний-клиентов». Между тем он согласен, что структура потребительского кредитования будет меняться «в пользу револьверных карт».

Условия выдачи экспресс-кредитов некоторыми банками
Банк Сумма кредита, тыс. руб. Срок кредитования, месяц Плата за пользование кредитом Первоначальный взнос клиента, % от суммы кредита Возрастной ценз
Дельта-банк От 7,5 до 90 От 6 25% годовых + комиссия 4% от снимаемой с карты суммы 10 От 21 до 60 лет
Первое ОВК От 3 до 200 6 или 12 29-33% годовых + комиссия 3% от суммы кредита + 150 руб. 20-40 От 18 лет
«Русский стандарт» От 3 до 150 6 или 12 29% годовых + ежемесячная комиссия 1,9% за ведение счета 20 От 23 до 65 лет
Home Credit and Finance Bank От 3 до 100 4, 8, 12, 16, 20 24 26--28,5% годовых 20-30* От 18 до 70 лет


*% от стоимости товара

Источник: данные банков

Георгий ШТОЛЬЦ