Время новостей
     N°155, 22 августа 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.08.2003
Оборонка все-таки станет частной
Борис Алешин считает, что без приватизации ОПК не будет конкурентоспособным
Приватизация российского оборонно-промышленного комплекса (ОПК) будет продолжена. Об этом вчера уверенно заявил вице-премьер Борис Алешин. По его мнению, одна из главных задач ближайшего времени -- создание в ОПК России саморегулирующихся организаций, который объединили бы отраслевые структуры оборонки и выполняли регулирующие функции. Обозначившиеся тенденции сокращения административных функций государства в сфере бизнеса требуют, по мнению г-на Алешина, от предприятий ОПК высокой степени самоорганизации. Оборонные предприятия, уверен вице-премьер, неизбежно будут преобразовываться в отраслевые холдинги.

Г-ну Алешину в его начинаниях придется, по всей видимости, преодолеть весьма серьезное сопротивление. В значительной части регионов законодательные собрания требуют остановить приватизацию оборонных предприятий и научных центров «в связи с реальной угрозой потери национальной обороны», шлют обращения президенту и правительству, требуя обеспечить гарантированным государственным оборонным заказом. Обращения подкрепляются констатацией: в вооруженных силах фактически нет оружия 4--5-го поколения, устаревшая техника в войсках составляет около 70%.

На ряде предприятий требуют деприватизации, поскольку при акционировании не была учтена интеллектуальная собственность государства. По сути, оно перестало владеть правами на разработки, которые создавались на госсредства. Вот эта собственность, по мнению министра промышленности, науки и технологий Ильи Клебанова, должна быть возвращена государству. Г-н Клебанов даже изобрел новый термин -- доприватизация.

Есть проблемы и в создании холдингов. Главная трудность на этом пути -- различия в правовой форме собственности предприятий ОПК. Кроме того, замедляет процесс объединения предприятий ОПК и то обстоятельство, что большинство акционерных обществ оборонки имеют различные доли участия государства в их капитале или вообще акционированы без его участия. Есть определенные противоречия в федеральной программе реформирования ОПК и ежегодных программах приватизации государственных предприятий. Затрудняет объединение различное финансовое состояние предприятий, уровень их технологического развития, а иногда и стадия банкротства.

Словом, объединение в холдинги и приватизация предприятий -- процесс долгий и непростой. Однако овчинка стоит выделки -- интеграция позволит оптимизировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, создавать унифицированные системы вооружения для различных видов вооруженных сил. Потому в планах правительства по приватизации на 2003 год значится более ста оборонных предприятий. Спланирована и вторая составляющая реформирования оборонки. До конца года будет создано как минимум 18 интегрированных структур, к началу 2006 года -- около 70.

Сегодня, несмотря на ностальгию по временам стопроцентного заказа, считает Борис Алешин, у предприятий ОПК появились собственные интересы. Оборонка стала полноценным субъектом рынка. Вчерашние заявления г-на Алешина подытожили давно ведущуюся полемику по поводу, следует ли приватизировать оборонные предприятия, а также заменять оборонные агентства вертикально интегрированными структурами. Вице-премьер на оба вопроса дал положительный ответ.«За» и «против»

О том, следует ли приватизировать оборонные предприятия и создавать вертикальные холдинги, размышляют эксперты газеты «Время новостей».

Руслан ПУХОВ, руководитель Центра анализа стратегий и технологий:

-- Несмотря на то что формально государство не отказалось от программы реструктуризации, по которой должно быть создано несколько десятков военно-промышленных холдингов, у которых 51% акций будет принадлежать государству, реальность несколько иная. Например, вертолетный холдинг фактически полностью частный. Недавно в Перми на заседании по поводу создания двигательного холдинга на базе «Пермских моторов» Борис Алешин сказал, что государство удовлетворится не 51%, а только блокирующим пакетом. Практика показывает, что приватизация будет продолжена и концепция Ильи Клебанова о деприватизации и огосударствлении ОПК зашла в тупик.

Приватизация не означает аннулирование какой-либо роли государства. У него всегда есть возможность повлиять на бизнес частного предприятия лицензией на разработку и производство вооружения и военной техники. Комитет по военно-техническому сотрудничеству может не дать лицензии на экспорт продукции. Влияние оказывается через госприемку, закупку альтернативных систем оружия.

Александр ВЛАДИМИРОВ, генерал-майор, вице-президент Коллегии военных экспертов:

-- Приватизация выводит ОПК из-под контроля государства и делает его неспособным производить оружие. Это будет кормушка для генералов, которые и торгуют сегодня оборонкой. Участвует в этом неприглядном деле и Генеральный штаб, ибо он определяет, нужно такое-то предприятие армии или нет. Это прямая дорога к разоружению и зависимости в этой области от других государств. А приватизация с участием иностранного капитала попросту разрушает предприятия. ОПК же под контролем государства продуцирует промышленный прогресс.

Попытка создания действительно нужных в ОПК холдингов пока ни к чему не привела. Их противники играют на амбициях различных КБ, пугают утратой марки и авторитета. Однако, думаю, они будут созданы. Но основные производства холдингов, безусловно, не должны быть приватизированы.

Николай ПОРОСКОВ