|
|
N°156, 25 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Стив Морз: Альбомы не надо записывать очень долго
В 1986 году американский гитарист-виртуоз Стив Морз заменил в группе Deep Purple легендарного Ричи Блекмора. Поначалу замена показалась меломанам и критикам неадекватной, если не сказать -- шокирующей. Никому не сравниться с Блекмором, но настолько «другого» человека трудно найти. Тем не менее первый же альбом Purpendicular, записанный со Стивом, оказался на удивление хорош и свеж. Например, песня Sometimes I Fell Like Screaming стала практически «новой классикой» Deep Purple, ее требуют на концертах так же, как и «нетленки» 70-х.
Стив Морз родился в 1954 году в США. С детства занимался музыкой, получил профессиональное музыкальное образование. Участник коллективов Dixie Dreggs, Kansas (авторов знаменитой баллады Dust In The Wind), записал ряд сольных альбомов. Виртуоз, герой и образец для подражания многих «прогрессивных» рок-групп. Тонкий стилист, может сыграть «под кого угодно». На сольном альбоме Major Impacts удивительным образом копирует исполнительскую и сочинительскую манеру Джимми Пейджа, Эрика Клептона, других великих музыкантов прошлого. В интервью газете «Время новостей» Стив рассказал о том, как записывался альбом, о причинах ухода Джона Лорда и о своих планах как сольного артиста.
-- Это уже ваш третий альбом с группой (Purpendicular 1996-го и Abandon 1998). Чем отличалась работа над новым альбомом?
-- Главное отличие в том, что мы работали с новым продюсером, которым стал «человек со стороны» Майкл Бредфорд (до этого все альбомы DP продюсировал бас-гитарист Роджер Гловер. -- Ред.). Соответственно, большую часть времени мы работали над песнями, чтобы убедиться, что они аранжированы так, как нам нравится.
Некоторые композиции мы начали писать несколько лет назад, еще с Джоном Лордом. На них, кстати, тоже стоит его авторство. Мы по два-три раза меняли их, потом записывали демо... и снова переделывали (смеется)! Но это нормальный процесс, когда у песни есть несколько вариантов. Например, Haunted, идею которой принес Роджер, поначалу вообще была чистой балладой. А продюсер сказал: «Давайте над ней работать, сделаем ее такой, чтобы она звучала на радио». В некоторые песни были добавлены струнные и всякие такие вещи, именно с целью «радийности». А некоторые простые песни типа Razzle Dazzle мы старались записывать так, чтобы они звучали максимально просто: обычный рок-состав, и все. Новый материал мы играли на концертах. Потом сделали перерыв на три недели, пошли в студию и все записали. Три недели по рок-н-ролльным меркам -- довольно быстро. Вообще-то альбомы и не надо записывать очень долго. Но так происходит, потому что люди обычно много времени уделяют звуку, саунду.
-- Партии Дона Эйри местами звучат, как будто их играет Джон Лорд...
-- Это потому, что на записи Дон использовал тот самый «Хаммонд-орган» Джона (смеется)! Ну и действительно, их подход к инструменту в чем-то похож: оба такие «тяжелые», роковые клавишники с сильным влиянием классики. В общем, у Дона все получилось очень хорошо!
-- Зачем нужно было приглашать «продюсера со стороны»?
-- Просто для, чтобы придать звуку некую новую «остроту». И особенно потому, что Родж пытался делать вообще все, а ему не давали на это прав, ему говорили: продюсируй альбом. Он отвечал: ладно. Работал по-своему, а когда ему возражали, огрызался: не надо говорить, что мне делать (смеется)! А Майкла все уже знали, и знали, что у него будет такое отношение: «хорошо, я переделаю... хорошо, давайте по-другому». Потом, когда внутри группы возникает противоречие, как должна звучать песня, какой вариант выбрать, и прочие моменты, когда требуется принять решение, то выбор все-таки всегда лучше предоставить третьей стороне. Как в суде!
-- Как произошло, что Лорд покинул группу?
-- Он начал нам говорить об этом еще несколько лет назад. Три года назад мы ездили в турне с программой «Концерт для группы с оркестром» (произведение для симфонического оркестра и рок-группы, написанное Джоном Лордом и выпущенное на альбоме DP в 1969 году. -- Ред.). В ходе турне Джон окончательно решил, что хочет заниматься именно этим -- оркестровой, симфонической музыкой. Кроме того, ему стали поступать заказы на произведения подобного жанра... В общем, однажды он ушел. Это было взвешенное решение. А нам надо было продолжать тур, и мы пригласили Дона.
-- Москвичи, купившие билеты на прошлогодний концерт группы, ничего не знали о замене состава. Почему вы скрывали этот факт?
-- Вообще-то это дело организаторов концерта, сообщать о такого рода вещах. Мы же сами ничего не скрывали -- разослали всем фото, где был новый состав. Промоутеров тоже можно понять -- они опасались, что придет меньше публики. Но я не слышал, чтобы где-то кто-то вернул билеты -- DP с Доном всем очень понравился.
-- С чем связана такая нелюбовь DP к видеоклипам? Последний ролик, который я видел, -- Sometimes I Feel Like Screaming.
-- Что вы говорите? Даже я его не видел (смеется)! Нет, вообще-то я люблю такие клипы, которые показывают группу такой, какая она есть, то есть на сцене. Но все ведь стараются снимать с прицелом на MTV. Поэтому и получается, что в современном музыкальном видеоклипе музыканты либо озлобленно смотрят в камеру, либо они дико улыбаются, либо шатаются где-то по улицам (смеется).
-- Продолжаете ли вы записывать сольные альбомы?
-- Я сейчас закончил новый сольный альбом, Major Impacts-2. (Первый Major Impacts вышел в 2000 году). В январе он выйдет на лейбле Magna Carta. Там я сыграл инструментальные версии пьес таких групп, как The Who, Emerson, Lake&Palmer, Crosby, Stills, Nash&Young. Есть еще несколько моих авторских пьес. Одну вещь я даже написал «под Блекмора» -- чтобы было похоже на то, как он играл соло в Highway Star. Слушайте (берет неподключенную гитару и наигрывает несколько тактов) -- его фирменный прием с игрой на открытых струнах.
Полосу подготовил Александр БЕЛЯЕВ. Автор выражает благодарность представителям EMI -- Татьяне Трифоновой (Москва) и Армину Зибе