|
|
N°156, 25 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ударим реализмом по авангарду и символизму!
Знакомство Запада с творчеством Ильи Репина проходит на ура
Сотрудники европейских и российских музеев задумали разыграть Репина как козырную карту двух выставочных сезонов. В 2002 году в Голландии, в городе Гронинген, показали пользовавшуюся феноменальным успехом выставку «Илья Репин -- открытие России». В 2003 году выставку «Илья Репин. В поисках России» решили прокатать по Германии. В формировании второй экспозиции, охватывающей все этапы творчества русского живописца, участвовали Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей имени А.С. Пушкина, Музей новейшей истории России, финский музей Атенеум из Хельсинки, немецкая Национальная галерея, объединение «Государственные музеи Берлина», а также Фонд культуры и музей федеральной земли Саарланд Германии. Как и в случае с голландской выставкой, большая часть работ предоставлена Третьяковской галереей.
Выставки Ильи Репина в Германии проводятся в рамках Года российской культуры (о другом проекте года -- готовящейся выставке «Москва--Берлин-2» читайте на этой же полосе). С середины мая по начало августа «немецкий Репин» гостил в Саарбрюкене. Количество посетителей выставки превысило 60 000 человек (при том, что Саарбрюкен не город искусств и турмаршруты через него не пролегают). Было продано 3000 каталогов по 40 евро каждый (первоначально рассчитывали, что тираж уйдет только в следующем городе, принимающем выставку Репина, -- в Берлине). Отзывы прессы, из которых получилась бы толстенькая книжечка, засахарились от злоупотребления «кондитерскими» эпитетами и оценками. Определение «русский Рембрандт» навязло на зубах, как ириска «Золотой ключик».
По прогнозам немецких кураторов, «берлинская версия» репинской выставки была обречена на успех. Так оно и вышло. 94 произведения -- картины, наброски и эскизы с недавних пор украшают помещение Старой национальной галереи на «Музейном острове» столицы Германии. Как и в Саарбрюкене, больше всего привлекает внимание хрестоматия: «Не ждали», «Бурлаки на Волге», а также портреты современников художника -- композиторов Модеста Мусоргского и Антона Рубинштейна и писателей Льва Толстого и Максима Горького. Правда, знаменитый «хоррор» Репина «Иван Грозный убивает своего сына» остался в Третьяковской галерее. Состояние картины не позволяет ее перевозить.
Кураторами выставки стали с немецкой стороны -- генеральный директор государственных музеев Берлина д-р Шустер, с русской -- заведующая отделом живописи второй половины XIX века Государственной Третьяковской галереи Галина Чурак. В разговоре с вашим обозревателем Галина Чурак предположила, что сенсационный интерес к творчеству Репина в Германии обусловлен не только премьерной эйфорией. Отчасти, наоборот, радостью узнавания. «В залах Старой национальной галереи картины Репина окружают постоянную экспозицию немецких художников того же времени: Адольфа Менцеля, Макса Либермана. Такое соседство неожиданно высвечивает стилистические параллели и общие, обусловленные временем идеи и темы».
Галина Чурак считает, что подготовка немецкой выставки немного прочистила и слегка замыленный взгляд на творчество художника в России. По возвращении выставки в ноябре 2003 года постоянную экспозицию Репина в ГТГ собираются переделывать.
Сергей ХАЧАТУРОВ