|
|
N°49, 21 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Русский бунт
Российские космонавты организовали первую забастовку в истории НАСА
Особенности национального поведения в спорных ситуациях продемонстрировали в понедельник в НАСА российские космонавты. Талгат Мусабаев, Юрий Батурин и их дублеры бойкотировали занятия в Центре подготовки имени Джонсона в Хьюстоне в знак протеста против нежелания американской стороны допускать к тренировкам бизнесмена Дэнниса Тито, которого наши считают полноценным членом экипажа краткосрочной весенней экспедиции на Международную космическую станцию. Противоречия, наметившиеся несколько недель назад между партнерами по МКС на почве различных подходов к космическому туризму и кандидатуре г-на Тито, в итоге обернулись грандиозным скандалом, на фоне которого меркнут предыдущие взаимные упреки в нарушении сроков изготовления сегментов орбитальной станции и невыполнении взятых на себя финансовых обязательств.
Столь необычное поведение космонавтов шокировало не только сотрудников НАСА, которых, в общем-то, уже не удивишь эксцентричным поведением их российских коллег, но и первых лиц отечественной космической отрасли. В беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» руководитель пресс-службы Российского авиационно-космического агентства Сергей Горбунов подчеркнул, что «это была несанкционированная акция» и что основному экипажу и дублерам уже дано распоряжение приступить к тренировкам, в ходе которых космонавты должны изучить американский сегмент МКС, на которой им придется работать в начале мая. В то же время г-н Горбунов признал, что Росавиакосмос в ближайшее время продолжит тяжелейшие переговоры с НАСА и другими партнерами относительно полета Дэнниса Тито.
Надо заметить, что за океаном никогда не испытывали эйфории по поводу перспектив космического туризма. Исправно финансировавшаяся до последнего времени отрасль существовала в основном за счет бюджетных ассигнований, и руководители НАСА могли позволить себе снисходительно наблюдать, как в их российских коллегах просыпается предпринимательская жилка. До тех пор пока это увлечение коммерцией их не касалось, то есть пока полет Дэнниса Тито, заплатившего за космический тур порядка 20 млн долларов, планировался на орбитальную станцию «Мир». Но включение бизнесмена в состав краткосрочной экспедиции, стартующей к МКС 30 апреля с Байконура, вызвало недовольство американцев, а также примкнувших к ним Европейского космического агентства, Канады и Японии. Причем, по словам Сергея Горбунова, официально до последнего времени это никак не выражалось -- во всяком случае никто не прислал в Москву свой протест, когда Росавиакосмос, подписывая новый контракт с Тито, как и положено, уведомил всех партнеров по проекту.
Конфликт проявился в ходе переговоров на прошлой неделе, когда американцы отказались допустить туриста к тренировкам в Хьюстоне и предложили отложить его полет. Свою позицию НАСА мотивирует тем, что весной экипажам МКС предстоит слишком много работы, а в столь сложной ситуации предпочтение надо отдавать профессионалам.
В качестве кандидата на третье место в экипаже посещения НАСА и Европейское космическое агентство предлагают немецкого астронавта Томаса Райтера, который, кстати, в отличие от россиян уже приступил к занятиям в Хьюстоне. Однако у Росавиакосмоса, настаивающего на полете Тито, достаточно контраргументов: по словам Сергея Горбунова, немец не прошел полноценный цикл предполетной подготовки, а за оставшееся до старта время ему не успеют изготовить ни скафандр, ни ложемент в корабле «Союз».
В целом ситуация кажется патовой, поскольку каждая из сторон считает, что может запретить полет на МКС претенденту, не прошедшему подготовку по утвержденной ею программе. К тому же переговоры имеют политическую подоплеку. На НАСА давит новая президентская администрация, которая требует ускорить сроки сооружения орбитальной станции. Росавиакосмосу же нельзя отступать, поскольку окажется, что предсказания противников затопления станции «Мир», предрекавших скорый дележ с американцами квадратных метров МКС, сбылись еще до того, как комплекс сошел со своей последней орбиты.
Олег ВОЛКОВ