Вчера в Туркмении опубликована новая редакция конституции страны. Она была «единогласно» принята 15 августа Народным советом. Среди множества поправок к основному закону обращает на себя внимание положение, внесенное в 7-ю статью: «За гражданином Туркменистана не признается гражданство другой страны».
Таким образом, Ашхабад законодательно закрепил свое решение прекратить в одностороннем порядке действие российско-туркменского Соглашения о двойном гражданстве от декабря 1993 года. Согласно протоколу, подписанному 10 апреля с.г. президентами Путиным и Ниязовым, прекращение действия этого соглашения вступает в силу только после обмена сторонами документами о прохождении необходимых внутригосударственных процедур. Поскольку в России к этим процедурам еще даже не приступали, то Москва не признала выход Ашхабада из «двойного гражданства» и продолжает считать его действующим.
Однако это ничуть не смутило Туркменбаши, и он потребовал «конституционно» оформить очевидное нарушение международного права. О том, что авторство поправок к основному закону принадлежит самому туркменскому вождю, свидетельствуют его ссылки на конституционные нормы, якобы вводящие возрастной ценз в 70 лет для президента Туркмении в то время, как такое ограничение еще только предстояло утвердить. На подобный правовой нонсенс газета «Время новостей»
обращала внимание еще неделю назад.
Кроме того, волею ашхабадского диктатора в стране вводится невиданная доселе в мире «четвертая ветвь» государственной власти. Если в цивилизованных странах «четвертой властью» называют свободную прессу, то в Туркмении, за неимением оной, ею объявлен Народный совет, получающий полномочия «высшей государственной власти и управления». Видимо, исполнительная, законодательная и судебная власти страны с «управлением» уже не справляются.