|
|
N°155, 22 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Авиасалон сделал свое дело
Отечественный авиапром показал, что он жив
Вчера на аэродроме в Жуковском завершился последний «профессиональный» день работы шестого Международного авиакосмического салона МАКС-2003. Выставка будет открыта еще три дня, именно в выходные ожидается наибольший наплыв рядовой публики, но специалисты и бизнесмены от авиации уже завершили свои встречи. Поэтому деловые итоги салона уже ясны.
МАКС-2003 стал самым представительным за все годы авиационных салонов в Жуковском. По официальным данным оргкомитета, в нем приняли участие 485 экспонентов из России, 22 из других стран СНГ, а также 115 фирм и организаций из дальнего зарубежья. В полетах и на статической стоянке продемонстрировано более 200 летательных аппаратов.
Среди них впервые присутствовала боевая техника ВВС США, пилотажные группы из Франции и Италии. Американцы привезли в Жуковский легендарную «Стратосферную крепость» -- стратегический бомбардировщик B-52 и самый массовый из выпущенных в современном мире истребителей F-15.
Деловые итоги салона дали повод российским авиационным властям говорить о начале возрождения отечественного авиапрома. Объемы сделок оказались несопоставимыми с теми, которые заключаются на мировых воздушных шоу вроде Фарнборо и Ле Бурже, однако по меркам постперестроечной России все же весьма обнадеживающими. Авиакомпания «Трансаэро» подписала контракт на закупку 4 самолетов Ту-204-300 на общую сумму 100 млн долл., и опцион еще на 6 таких машин. В случае если этот опцион будет превращен в твердый контракт, общая сумма заказа удвоится.
Еще 4самолета сходного класса (Ту-214) заказала для себя региональная компания «Омскавиа» при финансовой поддержке администрации своей области. Более скромный контракт (два самолета для местных линий Ан-140 на общую сумму примрено 17 млн долл.) заключила авиакомпания «Самара» с Харьковским авиазаводом (Украина) и заводом «Авиакор» (Россия).
Вместе с тем, не состоялось объявленное лизинговой компанией «Ильюшин-финанс» подписание договора с «Аэрофлотом» на поставку последнему шести дальнемагистральных лайнеров Ил-96-300.
Круглые столы о будущем российской авиации в целом и отдельных ее секторов проходили иногда весьма бурно. Глава Государственной службы гражданской авиации (ГСГА) Александр Нерадько, не скрывая раздражения, на те отечественные авиакомпании, которые сделали стратегический выбор в пользу зарубежной авиатехники. «Многие руководители авиакомпаний, -- заявил глава ГСГА, -- любят проводить бесконечные маркетинговые исследования, изучать десятые доли грамма расхода керосина на километр, на пассажира или на тонно-километр. Эти исследования используется ими как предлог для предложений по беспошлинному ввозу иностранной техники в Россию. Пора ведущим компаниям прекратить эти исследования. Уверяю вас: наши авиакомпании обладают серьезной конкурентоспособностью и существенными преимуществами именно на отечественной технике».
Михаил КУКУШКИН