Время новостей
     N°154, 21 августа 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.08.2003
Субъекты под судом
Кодексы изменят, а бюджеты разделят по-новому
Правительство придумало, как следует изменить Бюджетный и Налоговый кодексы в связи с реформой федеральных отношений и местного самоуправления. Эти поправки-предложения, подготовленные Минфином, сегодня будут рассмотрены на заседании кабинета. Одна из основных идей -- закрепить за каждым уровнем бюджетной системы прежде всего понятные расходные обязательства. Для этого Минфин вводит понятие «бюджетные полномочия», которые описывают права и обязанности органов местной власти в рамках бюджета. Финансисты также предлагают внести некоторые уточнения в устройство самой бюджетной системы: в частности, разделить местные бюджеты на два уровня -- муниципальных районов и муниципальных поселений. Проект документа разграничивает между уровнями бюджетной системы расходные обязательства и налоговые доходы, регулирует предоставление межбюджетных трансфертов. Планируется, что новая система заработает в 2005 году. По расчетам Минфина, она позволит сократить нагрузку на муниципальные бюджеты в части расходов на 321,2 млрд рублей. Правда, одновременно увеличатся расходные обязательства субъектов на 304,6 млрд. Минфин смягчил эту прибавку за счет финансовой помощи центра регионам в размере 306 млрд рублей. Однако не все в правительстве согласны с тем, как Минфин видит разграничение налоговых доходов между уровнями бюджетной системы. В частности, МЭРТ внес свои замечания к минфиновскому проекту и сегодня собирается заручиться согласием большинства членов кабинета.

А пока Минфин намерен закрепить за бюджетами субъектов: 100% поступлений от региональных налогов; поступления от налога на доходы физических лиц по условно-расчетному нормативу 70%, из которых часть отойдет муниципалам; 30% поступлений от единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход и сельхозналога; 5% доходов от налога на добычу полезных ископаемых. Местным бюджетам стопроцентно переданы сборы от местных налогов, а также 60% от вышеперечисленных единых налогов.

Среди поправок Минфина к кодексам есть и ноу-хау. Вводится институт временной финансовой администрации. Иными словами, исполнительной власти на местах, не справляющейся со своими бюджетными обязательствами, будет чего бояться. Если по итогам финансового года просроченная задолженность субъекта превысит 30% собственных доходов бюджета, то правительство будет в праве подать на нерадивого в арбитражный суд. И суд должен будет решать вопрос о введении временной финансовой администрации в данном субъекте. Предполагается срок действия такой администрации ограничить одним годом. Кроме того, она не может быть введена в субъекте в течение года со дня начала деятельности местных законодательных органов. Глава временной администрации в субъектах РФ назначается правительством, в муниципальных образованиях -- исполнительной властью субъекта. За «врио» закрепляются довольно широкие полномочия: организация аудита в порядке, установленном правительством, контроль за ликвидацией задолженности, разработка плана финансового оздоровления и соответствующих нормативных актов. Правда, свои проекты законов, касающиеся бюджета и прочей финансовой политики, федеральные «врио» должны будут согласовывать с исполнительными органами субъектов. Но чтобы местные власти не саботировали их деятельность, Минфин предлагает ограничить месячным сроком принятие решения. Если договориться не удается, то проекты, предложенные «врио», идут в правительство РФ на утверждение Думы.

Вера КУЗНЕЦОВА