|
|
N°49, 21 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
CD-MUSIC
Холодные эстеты
Музыканты «Морального кодекса» -- люди неторопливые, поэтому их новый альбом «Хорошие новости» (Real Records) слушатели ждали больше двух лет. За это время значительная часть песен попала на радио, был также снят видеоклип для ТВ. В целом альбом «Хорошие новости» мелодически не слишком разнообразен, зато стилистически выдержан; это жесткая гитарная музыка со строго дозированным количеством лирики. Следующий альбом, обещает Сергей Мазаев, будет более мягким. Хочется верить, однако известно, что музыка участников «Морального кодекса», рафинированных эстетов и больших профессионалов, она скорее от ума, чем от сердца. Ничего плохого в этом нет -- в России не так много поп-групп, которые умеют обращаться со звуком и писать поп-композиции со сложными гармониями, ритмами и партиями инструментов. Этой пластинкой они в очередной раз доказали, что в отличие от многих музыкантов помимо пальцев и голосовых связок они задействуют такой важный орган, как голова. В любом случае появление каждого такого альбома -- явление отрадное.
«Есть музыка народная, а есть инородная, -- шутит вокалист группы Сергей «Мазай» Мазаев. -- Вот мы играем как раз инородную». Это не совсем так, учитывая внушительное количество реальных хитов, хотя по сравнению с той же «народной» группой «Любэ» музыканты «Кодекса» -- марсиане. Вот уже сколько лет существует «Моральный кодекс», а все равно они для нашей страны -- явление незаурядное.
Супермен из ушедшей эпохи
Альбом «Алло, супермен!» («Легкие») -- это вполне уже привычный для группы «Нож для Фрау Мюллер» коктейль из прошлого и будущего. Прошлое существует в виде сэмплов (крошечных фрагментов чужой музыки), и звуки эти живо напоминают советский шпионский фильм с хорошим концом. А сами авторы -- Костров и Гитаркин -- на вкладке к буклету загримированы под персонажа Бориса Карлоффа из фильма о Франкенштейне. Будущее -- потому что принцип делать музыку, не играя ее, а «нарезая» сэмплы откуда бог на душу положит, и выклеивать из этого свои собственные мелодии -- это принцип не столько сегодняшнего дня, сколько завтрашнего. Выпускающий лейбл так и рекомендует диск в пресс-релизе -- «альбом будущего, записанный группой будущего».
Интересна эта пластинка удивительной легкостью (недаром лейбл, на котором она выпускается, называется «Легкие») и качеством стилизации. Это если не лучшая, то, во всяком случае, очень точная музыкальная стилизация романтичной эпохи 50-х. Та же группа «Браво» при всех их архаичных микрофонах и прическах в клипах выглядит все-таки вполне современно. Уникальность «Ножа для FM» в том, что, пользуясь самыми передовыми средствами (ну не будущего, конечно, а настоящего), они эффектно воссоздают рельефное прошлое.
Вот только долго ли можно этим жить, неизвестно. Мода на ретро быстро проходит -- достаточно вспомнить хотя бы клеши. Костров и Гитаркин то публично ссорятся, то публично мирятся, так что перспективы следующих альбомов туманны. Но если музыканты все-таки сотворят что-то вместе, возможно стоит задуматься о смене концепции. Мода на середину прошлого века может пройти.
Святослав БИРЮЛИН