|
|
N°154, 21 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Смерть в обмен на продовольствие
Иракские боевики рассчитались с ООН за десятилетие санкций
Чудовищный теракт против представительства ООН в Багдаде потряс мировое сообщество, но не обратил иностранцев в бегство. Генсек ООН Кофи Аннан заявил: «Мы будем продолжать работать -- нас не запугают». Хотя в результате прогремевшего позавчера мощного взрыва погибли 24 человека и более 100 получили ранения, слухи об эвакуации в Иорданию всех сотрудников представительства не подтвердились. Из Ирака увезут лишь тех сотрудников ООН, которым требуется госпитализация.
Трагическую гибель 55-летнего главы миссии ООН в Ираке, Сержиу Виейра ди Меллу, восходящей звезды международной дипломатии, Аннан назвал тяжелым ударом для ООН и для него лично. В Бразилии, на родине ди Меллу, объявлен трехдневный национальный траур. Ди Меллу проработал в системе ООН более 30 лет, из них 20 лет в горячих точках -- в Бангладеш, Судане, Мозамбике и Ливане. О нем с благодарностью вспоминают в Руанде, Боснии, Косово и Восточном Тиморе, население которых бразилец спасал от геноцида. В 1998 году он стал заместителем Генсека ООН по гуманитарным вопросам, а в 2002-м -- Верховным комиссаром ООН по правам человека.
Ди Меллу -- самый высокопоставленный сотрудник ООН, погибший от рук террористов за время существования этой организации. Глава гражданской администрации Ирака американец Пол Бремер допускает, что мишенью для террористов был именно глава представительства. «Грузовик, начиненный взрывчаткой, был припаркован в таком месте что взрыв не мог не разрушить канцелярии Ди Меллу», -- сказал Бремер.
При взрыве бразильца вместе с его сотрудниками завалило обломками стен. Несколько часов спасатели пытались вытащить из завала получившего тяжелые ранения дипломата и передавали ему воду, однако, не перенеся нечеловеческих страданий, Ди Меллу скончался. В скорбном списке жертв теракта оказались также координатор Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Ираке канадец Крис Кляйн-Бекман, сотрудник отдела политических отношений американец Ричард Хупер, координатор гуманитарного отдела филиппинец Ранийо Бенавентура, секретари -- филиппинка Мерилин Мануэль, египтянка Жан-Селим Канаан и британка Фиона Уотсон, испанский офицер Мануэль Мартин Оар. Некоторые погибшие еще находятся под руинами бывшей гостиницы «Канал-отель», где работало представительство ООН. После теракта также пропали без вести шестеро сотрудников МВФ и Всемирного банка.
Официальный представитель ООН Фред Экхард напомнил, что за обеспечение безопасности в Ираке отвечают оккупационные власти. По его словам, перед началом работы ооновцев американцы и британцы пришли к заключению, что для этого условия в Ираке «достаточно безопасны». В Багдаде в момент взрыва находилось приблизительно 300 сотрудников ООН, из них 200 -- в здании представительства. Помимо этого деятельность ООН обеспечивало еще примерно 2,5 тыс. местных сотрудников.
Мировая реакция на теракт против ООН сочетала возмущение с недоумением. Ирак оккупирован США и Великобританией, ООН не играет в этой операции центральной роли, хотя доставляет туда гуманитарную помощь. К тому же именно ООН много лет кормила скованных санкциями иракцев с помощью программы «Нефть в обмен на продовольствие». Она же отказалась дать разрешение Вашингтону и Лондону на войну против режима Саддама Хусейна. Удар по мирной и плохо защищенной цели, пусть даже иностранной, вряд ли вызовет большие симпатии у местного населения. Глава Временного управляющего совета Ирака Ибрагим Аль-Джаафари считает, что атака «преследовала цель сорвать отправку в Ирак миротворческих сил ООН», которые могли бы заменить надоевших янки.
Возможно, сторонники прежнего режима решили наказать ООН за то, что она подвергла Ирак санкциям и руководила многолетними поисками оружия массового уничтожения. По другой версии, просаддамовские силы и исламские боевики из-за рубежа отказались от нападений на хорошо защищенные военные объекты. Бывший замгоссекретаря США Джеймс Рубин поставил теракт против ООН в один ряд со взрывом 7 августа в посольстве Иордании в Багдаде, недавними диверсиями на нефтепроводе Киркук--Джейхан и столичном водопроводе. По мнению Рубина, «все это очень напоминает попытки «Аль-Каиды» взорвать штаб-квартиру ООН в середине 90-х годов».
С интересным и конструктивным заявлением выступил вчера шеф Пентагона Дональд Рамсфелд. Он выразил твердую уверенность, что «иракский народ сумеет победить терроризм» после того, как в Ираке будут созданы самостоятельные структуры власти, новая полиция и армия. Проблема тут только одна -- появление авторитетной и дееспособной власти в Багдаде, как и сильных правоохранительных структур, на горизонте пока даже не просматривается. А вот террористы и боевики все нахальнее мешают иностранным державам строить в Ираке демократию западного образца.
Александр САМОХОТКИН