|
|
N°154, 21 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Два вождя после дождя
Последнее достижение французской анимации на московских экранах
Галльские мультипликаторы всегда выполняли роль своего рода третьей силы, неагрессивной, но ясной альтернативы как миру диснеевских семейных округлостей, так и разудалой японской аниме. И в свое время известной у нас едва ли не лучше, чем две вышеупомянутые твердыни: достаточно вспомнить неизменно полные залы тогда еще советских кинотеатров на «Властелине времени» Рене Лалу. Теперь французская анимация возвращается к нам с новым проектом, выстраданным и имеющим долгую историю.
Еще в середине восьмидесятых Лалу был очарован романом Сержа Брюссоло «По образу дракона», повествующим о противостоянии двух цивилизаций: пиросов, огнепоклонников и гидрофобов, и гидросов, живущих водой и в засушливое время обращающихся в каменные статуи. Давным-давно они были единым целым, но после того, как Пожиратель Душ разрубил пополам Великого Космического Дракона (как и полагается в любом уважающем себя фэнтези, все мало-мальски важные обозначения необходимо писать с Самых Больших Букв), огонь и вода навеки разошлись в разные стороны. И вместе им не сойтись, пока между представителями пиросов и гидросов не вспыхнет (или, если угодно, выйдет из берегов) Хорошая Большая Любовь. Именно это прописное чувство не замедлит охватить оруженосца Скана, сына рыцаря и бунтарки из пиросов, и Каллисто, дочь важных гидросовских вельмож. Спустя полтора десятка лет после замысла они появились на экране во всей красе.
Как практически во всяком «миротворческом» фэнтези, интересен не столько сюжет, сколько детали и частности в антураже новоявленных Вселенных. Вроде бомб, детонатором для которых служит призывный клич гулинов -- воробьиных пропорций летающих ящеров. «Мытья» рук в котелке с углями, как это заведено у пиросов. Или того факта, что в стране гидросов солнцепоклонник может чувствовать себя в безопасности только под языком диплодока, где всегда сухо и тепло. Именно изо этих нюансов и «маленьких различий» складывается вполне уютная, но не сказать, чтобы очень увлекательная космогония двух несочетаемых цивилизаций. Все придумано и нарисовано очень красиво, но как-то удручающе беззубо. Попытка сотворить универсальное развлечение для всей семьи снова оборачивается излишней диетичностью: истины, провозглашаемые в бравурном финале, больно уж прописные (опять на первый план выходит пресловутый Пятый Элемент -- Любовь, что способна повенчать пламень и поток), а кровожадные дождевые драконы, которыми пиросы пугают своих детей, появляются как-то кривобоко и ненадолго -- будто это не мультипликационный фильм, где по определению позволено абсолютно все, а не рисованный блокбастер, в котором приходится экономить на спецэффектах. Но дело даже не в драконах. В графических сказках Хидео Миядзаки вроде «Воздушного замка Лапута» или «Унесенных призраками», на который фильм «Дети дождя», по признанию режиссера Филипа Леклерка, очень хотел быть похожим, удавалось сохранить интерес на протяжении двух часов без всяких жестокостей -- одной только ничем не сдерживаемой фантазией. В «Детях дождя» ее ровно столько, чтобы не заскучать окончательно. Вроде бы достаточно -- но просыпаться посреди ночи, вспомнив очередной несусветный образ, зрителям «Детей» не грозит. Можно сказать -- гармония достигнута. А можно -- ни холодно ни жарко.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ