|
|
N°153, 20 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Фальсификация в ответ на «помешательство»
Британские чиновники оклеветали Саддама из благих побуждений
Помощник премьер-министра Великобритании Тони Блэра по связям с прессой Алистер Кэмпбелл дал вчера показания по делу о гибели сотрудника британского министерства обороны Дэвида Келли. Военный эксперт покончил с собой вскоре после начала скандала вокруг правительственного досье по Ираку. Он был главным источником информации журналиста Би-би-си Эндрю Гиллигана, который утверждал, что непосредственной угрозы для мира Ирак не представлял, а сомнительные данные о его 45-минутной готовности пустить в ход оружие массового уничтожения (ОМУ) были внесены в досье по указанию Кэмпбелла.
Как и ожидалось, Кэмпбелл вновь отверг предположение, будто он или еще кто-либо из окружения Блэра изменял содержание иракского досье в смысле добавления сведений о 45-минутной готовности Саддама применить ОМУ. Однако он признал, что исходный вариант документа был заменен новым, который должен был стать ответом правительства на «помешательство» общественности на проблеме Ирака. Известно, что подготовка иракской войны сопровождалась массовыми выступлениями протеста во многих странах мира. В том числе, конечно, и в Великобритании, чьи солдаты наравне с американскими главным образом и должны были умирать в Ираке. Досье обязано было доказывать необыкновенную опасность Ирака.
Гораздо более четко, по пунктам, сказано об этом в представленной суду переписке офиса премьера с главой Объединенного комитета по разведке при правительстве Джоном Скарлеттом, ответственным за подготовку иракского досье. «Первое. В документе не отражена угроза, тем более надвигающаяся угроза со стороны Саддама. Второе. Нас будут спрашивать о его связях с «Аль-Каидой». Третье. На месте Саддама я бы отвез западных журналистов на упоминаемые в документе фабрики и продемонстрировал, что там ничего нет. Каким образом мы можем заранее перекрыть ему этот путь?» Отметим, что Кэмпбелл особо подчеркнул, что «достоверность документа полностью основана на разработках Объединенного комитета по разведке».
Показания Кэмпбелла важны не менее показаний самого Блэра, который тоже предстанет перед судом как свидетель. Кэмпбелл не только руководил кампанией противодействия разоблачениям Би-би-си, но и давил на министерство обороны, которое в конце концов и раскрыло инкогнито Келли. Последовавшие за этим вызовы на ковер считаются причиной его самоубийства.
Что могло ждать человека, который осмелился сказать то, что, как считают сегодня больше половины британцев, им не скажут ни власти, ни Би-би-си? Судя по переписке правительственных чиновников, это называется «тщательно подготовить» Келли к вызову в парламентские комитеты по международным делам и вопросам разведки и безопасности. Остается только догадываться, что пережил Келли, прежде чем решился наложить на себя руки.
Валентина КУЛЯБИНА