После того как столичный транспорт в массе своей перестал быть государственным, управление транспорта и связи правительства Москвы, чтобы хоть как-то оправдать свое существование, занялось поиском объектов для регулирования и контроля. И недавно решение проблемы было найдено -- глава управления Александр Беляев предложил городским властям сделать свое ведомство ответственным за создание в Москве системы навигации и телематики, запросив под эту программу в общей сложности почти полтора миллиарда рублей.
Рассмотренная на вчерашнем заседании правительства Москвы городская программа «Система навигации и телематики для городского управления и населения» на 2003--2005 годы предусматривает повсеместное внедрение в городе спутниковых систем навигации, оповещения и удаленного мониторинга за передвижением транспорта, дорожной обстановкой, а также состоянием стационарных объектов. Не говоря о спутниковой системе оповещения и навигации автомобилей оперативных служб столицы, программа предусматривает оснащение навигационным оборудованием даже городских
мусоровозов -- чтобы пресекать попытки выгрузки мусора на несанкционированных свалках. Программа предусматривает даже загадочное «оказание навигационных и телематических услуг в сфере обслуживания детей, больных и инвалидов», а также призвана решить проблему безопасности горожан путем установки датчиков на чердаках и в подвалах.
Из доклада г-на Беляева, правда, так и не стало ясно, какую именно глобальную городскую проблему он предлагает решить посредством распределения по всей столице навигационного оборудования на полтора миллиарда рублей. Все оперативные службы города и без того оснащены высокоэффективными системами оповещения, а контролировать мусоровозы можно и менее затратными способами. Однако все перечисленные в документе ведомства, которым г-н Беляев пообещал новые технологии за счет городского бюджета, отметили актуальность программы и поддержали ее.
Проблемы, как всегда, возникли, когда речь пошла о деньгах. Зампредседателя правительства Москвы Юрий Росляк от лица департамента финансов заявил, что вопреки заявлениям г-на Беляева об экономии и самоокупаемости программы никаких выгод для города она не предусматривает, а ее небюджетное финансирование представляется крайне сомнительным.
Черту под обсуждением программы подвел вице-мэр Валерий Шанцев, который отметил, что первый этап программы запланирован на 2003 год, однако никаких средств на ее реализацию в текущем году не предусмотрено. Более того, инвестиционные программы на 2004 год также уже согласованы, так что и в проекте бюджета Москвы на 2004 год, который уже направлен в Мосгордуму, никаких средств на подобный проект не заложено. А если б средства и были, подчеркнул вице-мэр, то управлению транспорта они бы все равно не достались. Во-первых, потому, что у г-на Беляева нет даже бизнес-плана, под который могли бы быть выделены столь значительные деньги. Во-вторых, напомнил Валерий Шанцев, еще в начале прошлого года правительство Москвы обязало управление транспорта и связи разработать программу навигации и телематики к августу 2002 года. Однако когда пришло время отчитываться об исполнении задания, г-н Беляев вынес на рассмотрение мэрии еще более амбициозный и совершенно невыполнимый проект.