Время новостей
     N°49, 21 марта 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.03.2001
Гордость Майера сгубила
Политики Германии спорят, почетно ли быть немцем
В самом деле: должно ли всякому немцу любить Германию и быть ее патриотом? Казалось бы, в бесконечной дискуссии немцев по этому вопросу, ставшему со времен национал-социализма достаточно щекотливым, еще в начале 70-х жирную точку поставил тогдашний президент Густав Хайнеманн. «Чувство любви, -- сказал он, отвечая на вопрос о наличии у него душевной привязанности к своей стране, -- я испытываю лишь к собственной супруге».

Теперь, спустя четверть века после Хайнеманна, немцы вновь заспорили о любви к родному государству. Нарушителем национального спокойствия на сей раз явился Юрген Триттин, «зеленый» -- и, пожалуй, самый левый -- министр в кабинете бундесканцлера Шредера, ведающий охраной окружающей среды. В одной из недавних парламентских перепалок он бросил в адрес генерального секретаря оппозиционного «Христианско-демократического союза» Лауренца Майера фразу о том, что тот, дескать, не только ведет себя как ультраправый националист, но и даже внешне похож на неонацистского экстремиста. У генсека Майера и на самом деле внушительная лысина. Лысый (но не бритоголовый) генсек позволил себе фразу, которая мгновенно заставила немцев забыть о коровьем бешенстве, ящуре и прочих напастях последних недель: «Я горжусь тем, что я немец».

Внести свою лепту в перепалку политиков посчитал уместным федеральный президент и социал-демократ Йоханнес Рау. На вопрос тележурналистов ARD о гордости немцев за самих себя он достаточно уклончиво ответил в том смысле, что можно радоваться и быть благодарным (видимо, Создателю) за то, что ты немец. А вот гордиться, считает Рау, можно лишь тем, что сам сделал своими руками или головой. Снискав за сим шквал критики из оппозиционных ХДС/ХСС и «Партии свободных демократов», президент Рау чуть позже уточнил, что ему все-таки «нравится быть немцем». Но при этом одновременно и предостерег от возможных «националистических тонов», которые могут возникнуть в этой связи.

Генеральный секретарь баварского «Христианско-социального союза» Томас Гоппель обрушился на Рау: «У федерального президента, не обладающего этой гордостью, позволительно спросить, в достаточной ли степени он представляет интересы 80 миллионов гражданок и граждан своей страны?» Его коллега по партийному креслу из «Свободно-демократической партии» Гуидо Вестервелле глубокомысленно добавил: «Тот, кто отнимает у людей право гордиться своей страной, лишает их корней. Как раз президенту следовало бы выбирать свои слова более тщательно».

За честь и достоинство президента горой встала правящая «красно-зеленая» коалиция. Федеральное руководство «зеленых» назвало нападки консерваторов на Рау «безмерными и лживыми». А генсек социал-демократов Франц Мюнтеферинг после заседания правления в Берлине, на котором в спешном порядке была выработана актуальная линия партии в вопросе национальной гордости, потребовал от противников немедленного прекращения «бесстыдных дебатов и нападок». И, наконец, свое слово о национальной гордости немцев сказал и федеральный канцлер Шредер: «Я горжусь свершениями людей и демократической культурой. В этом смысле я немецкий патриот, который гордится своей страной». Одновременно канцлер излил свой гнев на зачинщика нынешней неуместной дискуссии и самого нелюбимого министра своего кабинета Триттина, назвав его на внутрипартийном заседании «фактором риска».

Тем временем христианские демократы уже начали использовать тезис о национальной гордости немцев в интересах будущих избирательных компаний. В целом ряде земель они начали сбор подписей немцев в поддержку чувства национальной гордости за самих себя.

Юрий ШПАКОВ, Берлин