|
|
N°152, 19 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вертолеты стоят на земле
Армейская авиация теряет боеспособность
Сегодня исполняется год с того момента, как было принято решение о передаче армейской авиации из состава Сухопутных войск в ВВС. Образно говоря, это произошло на обломках сгоревшего вертолета Ми-26 в Чечне, в результате катастрофы которого погибли 127 человек. Сегодня это решение называют волюнтаристским и необдуманным, поскольку спустя год видно, что это была еще одна имитация военной реформы. Люди, болеющие за этот боевой род войск, который участвует во всех вооруженных конфликтах, стучатся в высокие инстанции с просьбой вернуть все на круги своя. Из источников, близких к командованию армейской авиацией, корреспонденту газеты «Время новостей» стали известны некоторые детали принятия решения, а также то, к чему оно привело за год.
Судьба армейской авиации решилась за десять минут 30 августа прошлого года на коллегии Минобороны. Повестка дня была обозначена так: о повышении потенциала армейской авиации. После выступления временно исполняющего обязанности начальника этого рода войск генерал-майора Анатолия Суртукова слово взял главком Сухопутных войск Николай Кормильцев и неожиданно для многих заявил, что у главкомата нет ни сил, ни средств контролировать армейскую авиацию, которая летает по своим полетным заданиям и планам и зачастую нарушает установленные приказы и нормативы, которые приводят к трагедиям, какая и случилась 19 августа.
Г-н Кормильцев поступил на первый взгляд нелогично: в то время как другие командующие всеми силами старались расширять свои вотчины, он отказался от такого лакомого куска, как огромное вертолетное хозяйство. Главнокомандующий ВВС Владимир Михайлов подарок с достоинством принял. Все шесть командующих войсками военных округов были против таких структурных изменений. Об этом пытался сказать Анатолий Суртуков, но его уже никто не слушал. Дело в том, что накануне заседания начальник Генерального штаба Анатолий Квашнин провел работу с двумя главкомами, и все было решено заранее. Командующего армейской авиацией, боевого летчика, Героя Советского Союза генерал-полковника Виталия Павлова даже не пригласили на заседание коллегии.
В соответствии со свежей директивой начальника Генштаба были упразднены управления армейской авиации всех военных округов, соответствующие отделы в штабах общевойсковых армий. За бортом остались около 200 опытных офицеров-вертолетчиков. Большинство из них в ВВС не взяли. Вместо управлений, включавших в себя командный пункт, создали куцые отделы боевой подготовки. Управленческое звено армейской авиации было буквально выбито.
За год боевой потенциал армейской авиации, по словам бывшего заместителя начальника боевой подготовки Героя Советского Союза полковника Александра Райляна, сократился на 10%. В войска за это время не поступил ни один вертолет. Раньше армейская авиация девять тактических учений из десяти проводила совместно с армейским спецназом и подразделениями мотострелков, сегодня все наоборот. Ресурсы, утверждают вертолетчики, перераспределялись в пользу ВВС, сейчас большей частью им приходится работать на новое командование.
О зыбкости нового альянса говорит то обстоятельство, что до сих пор не утвержден начальник управления армейской авиации. Генерал-майор Виктор Иванов продолжает числиться исполняющим обязанности. В то же время начальником боевой подготовки рода войск указом президента и дублирующим приказом министра обороны назначен летчик-космонавт Талгат Мусабаев, непонятно какое отношение имеющий к вертолетчикам. Никто из руководящего состава армейской авиации с ним даже не успел перед назначением побеседовать. Уже через два месяца после назначения, не успев себя хоть как-то проявить, полковник Мусабаев стал генералом.
А армейскую авиацию продолжают «оптимизировать». Как нам стало известно от офицера в главкомате ВВСЮ, теперь запланировано сократить 334-й центр боевого применения и переучивания летчиков в Торжке, единственный в армейской авиации, а также Сызранский авиационный институт, будет уменьшена численность экипажей в эскадрильях. На вертолетчиков просто махнули рукой: впервые армейская авиация не привлечена на такие крупномасштабные учения, какие начались в понедельник на Дальнем Востоке.
Главное же -- страдает боеготовность главного вида вооруженных сил. Спохватившийся главком Сухопутных войск уже поставил перед руководством Министерства обороны вопрос о возврате армейской авиации на прежнее место. Официальная реакция на это предложение пока не последовала, однако из приватных бесед известно, что начальник Генштаба произнес слово «несвоевременно». Очевидность возврата специалистам видна. 90% задач по назначению армейская авиация должна выполнять в интересах Сухопутных войск. Все задачи, нормативы, боевые уставы и наставления остались прежними. Армейская авиация фактически и осталась в Сухопутных войсках, хотя при этом подчиняется главкому ВВС. Еще один парадокс сегодняшней жизни армии.
Николай ПОРОСКОВ