|
|
N°152, 19 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не спрашивайте, отчего растет ВВП
Андрей Илларионов открыл новую главу экономической дискуссии
Вчера президентский советник Андрей Илларионов, выступая перед журналистами с докладом «Пять лет после дефолта», заявил, что не видит причин для создания особых условий перерабатывающим отраслям экономики. «Мнение, что удвоение ВВП невозможно без увеличения доли перерабатывающих отраслей, безграмотное и нелепое», -- неожиданно заявил он. До этого высказывания вся государственная экономическая мысль двигалась в прямо противоположном направлении. Экономический рост, в чем не раз убеждал главный правительственный реформатор Герман Греф, зиждется на трех китах: диверсификация экономики, импортозамещение и развитие «новой экономики».
В прошлом году почти 50% роста ВВП было обеспечено за счет благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. На правительственном уровне об этом принято говорить с некоторой долей стыдливости, не теряя при этом надежды, что роль «локомотива экономики» перейдет от топлива и металлов к другим секторам хозяйства. И вдруг человек, которому по должности положено давать президенту экономические советы, заявляет, что «совершенно неважно, за счет каких компаний происходит рост ВВП». Может быть, категоричность г-на Илларионова объясняется тем, что он не присутствовал на недавней встрече президента с представителями перерабатывающих отраслей, когда тот говорил, что «самое главное -- это изменение структуры российской экономики».
На бытовом уровне рассуждения Андрея Илларионова о том, что конкурировать на мировых рынках нашим перерабатывающим отраслям невозможно, так как западные товары выше по качеству, а китайские, например, и по качеству выше, и дешевле, поддерживаются многими. Патриотов отечественных пылесосов и магнитол встретить живьем практически невозможно.
Однако однозначной поддержки опрошенных газетой «Время новостей» экономистов идеи г-на Илларионова не встретили. По словам руководителя Экономической экспертной группы Евсея Гурвича, ускоренное развитие, например, нефтянки может дестабилизировать рынок, который во многом держится на договоренности участников об ограничении поставок, не говоря уже о том, что ставка на сырье будет увеличивать и без того весьма заметный разрыв между самими российскими регионами. С ним согласен и главный экономист компании «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков. Удельный вес всей промышленности в структуре ВВП составляет порядка 30%, из этой цифры на сырьевые отрасли приходится не более трети. Простой арифметический подсчет показывает, что для достижения 7-процентных темпов роста ВВП сырьевики должны каждый год чуть ли не удваивать выпуск. Если мы допускаем, что остальная экономика расти не должна, говорит он.
Впрочем, г-н Илларионов не призывает скопом похоронить все перерабатывающие отрасли, чтобы те не путались под ногами у ТЭК. Он выступает против крайне распространенной идеи о том, что сырьевики должны платить больше, а другие отрасли -- меньше. «Перераспределительная политика -- препятствие экономическому росту», -- заявил г-н Илларионов. С этой точкой зрения согласен и г-н Гавриленков, полагающий, что искусственно перераспределять доходы одной отрасли в пользу другой не нужно и даже вредно. Западная Германия, напоминает он, была страной с весьма динамично развивающейся экономикой, пока не воссоединилась с Восточной и не начала активно ее субсидировать. В результате темпы экономического роста в стране приблизились к нулю.
Президент Российской финансовой корпорации Андрей Нечаев, наоборот, полагает, что ТЭК вполне способен поделиться доходами с окружающим миром. «Изъятие части природной ренты не представляется мне моментом, критичным для самого ТЭК, -- говорит он. -- Вопрос, куда эти деньги пойдут». По мнению г-на Нечаева, самый лучший вариант -- потратить их на снижение налогов, что пойдет на пользу всем отраслям без исключения. С этим, наверно, не стал бы спорить, возможно, и сам Андрей Илларионов, известный сторонник сокращения расходов государства.
Впрочем, некоторые находят иной, скрытый смысл в предложениях президентского советника. По словам г-на Гурвича, инерция тянет по пути сырьевого развития. «Если правительство будет не в силах это переломить, то тогда действительно Андрей Илларионов прав -- лучше не сопротивляться», -- полагает он.
Вера СИТНИНА, Михаил ВОРОБЬЕВ