|
|
N°152, 19 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Энергоколлапс в США -- урок для России
Любые изменения в организационном построении существующей энергосистемы увеличивают риск аварий
Авария, произошедшая 14 августа на американских и канадских энергостанциях, -- четвертая техногенная катастрофа такого масштаба в североамериканском регионе. Причем Нью-Йорк страдает уже второй раз. После первой аварии в 60-х американские специалисты приезжали в СССР знакомиться с опытом создания и функционирования советской энергосистемы -- на тот момент она считалась самой надежной. Вертикальная интеграция, по принципу которой до сих пор строится отечественная энергетика, обеспечивает оперативное реагирование и достаточное количество резервных мощностей, чтобы быть гарантированными от подобного рода энергетических кризисов. Однако то, как долго будут существовать эти факторы надежности, зависит, в первую очередь, от хода реформирования энергетики. В минувшую пятницу руководители РАО «ЕЭС» и Федеральной сетевой компании заверили, что вероятность аварий в России сегодня и в будущем крайне низкая. Но если надежность нынешнего состояния российской энергетики никем не оспаривается, то вот будущее признается специалистами не таким безопасным.
В частности президент Ассоциации энергонадзоров России, один из наиболее авторитетных в стране специалистов-энергетиков Борис Варнавский считает, что единственной реальной гарантией надежности российской энергетики может быть лишь государственный контроль. Он также в числе других специалистов уверен, что реструктуризация энергосистемы, ликвидация вертикальной интеграции и фактическая потеря контроля профильных министерств над оперативным управлением энергетикой резко повышает риск возникновения аварий, в том числе и такого масштаба, с которой столкнулись американцы в минувшую пятницу.
По словам Бориса Варнавского, в последней аварии американской энергосистемы поражает, как медленно выявлялись причины и насколько долгими были сроки ликвидации катастрофы. Наши энергетики, по мнению Варнавского, в подобных ситуациях действуют намного оперативнее и слаженнее. Это обусловлено, в первую очередь, наличием вертикально интегрированной системы со строгим подчинением между всеми ее уровнями. «Лишив энергетику этого показателя надежности, мы резко снизим безопасность энергетики», -- подчеркивает Варнавский. «Я ни в коем случае не ставлю под сомнение принципы реформирования, претензии возникают к организационному построению системы», -- говорит он. Борис Варнавский приводит в пример Англию, где в результате реформ государство не только не потеряло, но и усилило контроль над национальной энергосистемой.
Действительно, существующая в России система держится на административных рычагах. Вряд ли у кого-то вызывает сомнение, что устранение этих рычагов и передача энергетики в частные руки повысит надежность энергетики. Но есть и другие доводы.
«Основной показатель надежности любой энергосистемы -- наличие необходимого количества резервных мощностей, -- говорит эксперт одной из столичных энергетических компаний. -- Сейчас в рамках единой российской энергосистемы такие резервы существуют и их гарантии очевидны. Однако в ходе рыночных преобразований, с введением оптового рынка резервные мощности минимизируются, поскольку их некому будет оплачивать. Это, безусловно, снизит надежность энергосистемы. А если учесть, что основным организатором оптового рынка согласно 793-му постановлению правительства остается РАО «ЕЭС» (т.е. коммерческая организация), а профильные министерства теряют контроль над энергорынком, то о прежнем уровне надежности уже не может идти речь».
В процессе принятия законов об электроэнергетике именно вопросы гарантий энергоснабжения потребителей в результате реформы стали одной из главных причин многочисленных переносов принятия пакета сначала в Думе, затем в Совете Федерации. Депутаты и сенаторы предупреждали, что не будут голосовать за пакет в том случае, если вопросы ответственности за надежность не возьмет на себя правительство, поскольку реструктуризация энергосистемы снижает ее контролируемость со стороны государства. В результате правительство взяло на себя ответственность за реформу. А значит, именно оно должно прислушаться к тем опасениями, о которых говорят специалисты, и предпринять все шаги, чтобы гарантировать население от возможных аварий.
Алексей МЕДНИКОВ, кандидат экономических наук