|
|
N°152, 19 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Мы приходим к неутешительному выводу»
Авиаторы не верят авиапрому
Накануне открывающегося сегодня в Жуковском Международного авиакосмического салона (МАКС-2003) премьер Михаил Касьянов выразил надежду, что произведенная в России авиатехника будет продаваться, а руководители ведущих отечественных авиакомпаний солидарно заявили, что покупать эту технику они не собираются.
Премьер сформулировал свои ожидания в Вологде, где он вчера находился с рабочей поездкой. Касьянов сообщил сопровождавшим его журналистам, что правительство «очень рассчитывает на продажу российской авиатехники как военного, так и гражданского назначения». Касьянов не стал вдаваться в детали насчет того, какие именно воздушные суда, кому и куда следует продать, отметив лишь, что Россия заслуживает достойного места на мировом авиационном рынке.
Зато на «круглом столе», организованном вчера в Москве журналом «Эксперт», руководители крупнейших отечественных авиакомпаний подробно разъяснили, почему в ближайшие годы они не видят на внутреннем российском рынке места для отечественных гражданских самолетов и вертолетов.
«Все российские самолеты последнего поколения на 10--40% хуже западных аналогов», -- заявил генеральный директор «Аэрофлота» Валерий Окулов. Директор самой большой авиакомпании нашей страны уточнил, что «наши» проигрывают иностранным едва ли не по всем показателям: топливной экономичности, надежности, простоте в обслуживании, комфортности и т.д. «Российская авиапромышленность не способна сегодня удовлетворить растущие потребности отечественных авиакомпаний», -- суммировал Окулов свои претензии.
Он заявил, что гражданская авиатранспортная отрасль не может жестко связывать свое будущее с отечественным авиастроением. В противном случае, пообещал Окулов, в России не останется ни авиастроения, ни собственного воздушного транспорта. В качестве показательного примера он сослался на ситуацию с автомобильными грузовыми перевозками, где, как известно, компании из ближнего и дальнего зарубежья успешно конкурируют с местными фирмами на внутреннем российском рынке. «Игнорирование этих простых требований (о том, что авиаперевозчики не должны подчинять свои интересы интересам авиастроителей. -- Ред.) приведет авиакомпании к тому же, к чему пришли автомобилисты», -- предсказал гендиректор «Аэрофлота». Выход, предложенный им, так же прост: снять таможенные ограничения на импорт иностранных самолетов.
Этот рецепт встретил живую поддержку в среде присутствовавших коллег-гендиректоров.
«Предложение конкурентоспособной российской техники отсутствует на рынке, -- констатировал глава тюменской авиакомпании UTair Андрей Мартиросов. -- Мы не можем ждать пять лет, пока встанет на поток производство наших современных самолетов. Мы должны заключить контракты сегодня, а получить технику через год. Произвести 200--300 самолетов в течение года наш авиапром не может. Это иллюзия». «Мы приходим к неутешительному выводу, что даже для работы на внутреннем рынке мы должны рассматривать иностранные машины», -- подвел итог г-н Мартиросов.
А гендиректор грузовой авиакомпании «Волга-Днепр» Алексей Исайкин, воздержавшись от широких обобщений, просто рассказал, что его фирма просчитывает возможность арендовать десять огромных американских «грузовиков» Boeing-747.
Этих проверенных временем машин нет в экспозиции МАКС-2003, которую сегодня утром осмотрит президент Владимир Путин. На салоне президенту покажут пассажирские лайнеры Ту-204-100 и Ту-334-100, проходящие сейчас сертификацию, небольшой турбовинтовой самолет МиГ-201, существующий еще лишь на бумаге, и многочисленные модификации созданных в советское время боевых самолетов и вертолетов.
Михаил КУКУШКИН