|
|
N°152, 19 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не ходите, люди, в Африку гулять
Драма с заложниками в Сахаре завершается
Вчера утром правительственный спикер в Берлине Бела Анда оптимистично заявил, что операция по спасению 14 европейских туристов (девять немцев, четверо швейцарцев и один голландец), пропавших несколько месяцев назад в песках Сахары, находится в «конечной фазе». Но из Мали -- с места события -- вслед за этим начали поступать менее обнадеживающие сообщения. Процесс передачи заложников забуксовал. Правда, официальные германские источники подтверждали, что заложники уже все-таки находятся в руках властей Мали, а вывезти их оттуда немецкому военно-транспортному самолету помешал всего-навсего ливень. Состояние здоровья освобожденных туристов врачи вроде как признали нормальным. Только у одного из-за стресса появились признаки диабета.
В феврале группа из 32 европейцев, любителей экстремальных ощущений, путешествовала на джипах дикарем и без гидов по южной части Алжира, страны, где активно действуют мусульманские экстремисты. Там их и захватили террористы Салафистской группы проповеди и джихада (добивается создания исламского государства, возглавляет ее некий Хассан Хаттаб, возможно, он связан с «Аль-Каидой»).
Месяц назад одна заложница, 45-летняя немка Микаэла Спитцер, умерла, не вынеся 50-градусной жары и тягот кочевой жизни. Ее сожженный труп нашли в песках. Ранее, в мае, алжирским спецслужбам удалось найти один из лагерей террористов. Благодаря этому часть заложников -- 17 человек -- была освобождена. Остальных алжирские террористы перегнали по пустыне на север Мали в те удаленные районы, которые не контролируются правительством. Спецслужбы Германии и Алжира вступили с бандитами в переговоры.
Процесс передачи захваченных в плен людей должен был начаться еще в минувшие выходные. Для этой цели из Берлина в Мали «на подготовленную посредниками почву» прибыл спецпосланник -- замминистра иностранных дел Юрген Хробог. Его сопровождала команда врачей и психологов. «Мы готовы ко всему, но надеемся на лучшее», -- заявил он уже в столице Бамако, отметив, что Германия сделала все, чтобы возвратить заложников домой невредимыми.
Однако вчера к середине дня появились сообщения, что туристы все еще находятся в руках террористов, а не посредников-малийцев, как на то рассчитывали в Берлине. До последнего момента достоверно было известно лишь, что туристы разбиты на мелкие группы, которые рассредоточены по северу Мали на значительном расстоянии друг от друга. Собрать их оказалось непросто.
По традиции немецкие власти не сообщают, был ли выплачен выкуп и какова сумма. «Вообще-то о деньгах мы не говорим, -- сказал в Берлине внешнеполитический спикер правительства Германии Людгер Фольмер. -- Федеративная Республика Германия не платит выкупов террористам». И добавил: «Если бы мы такие деньги и платили, то никогда бы в этом не признались».
Тем не менее из рядов малийских посредников просочились данные, показывающие, по крайней мере, порядок цифр той суммы, которую заплатили немцы за освобождение искателей приключений. Согласно сообщению малийской газеты «Индепендент», это в общей сложности 4,6 млн евро. Большое участие в судьбе заложников принял президент Мали Амаду Тумани Туре.
Возможно, злоключения западных туристов послужат уроком другим искателям приключений, плюющим на предостережения спецслужб и дипломатических миссий своих стран. Ведь ни для кого не было секретом, что Алжир -- это зона серьезного риска. Слава богу, что россияне в североафриканских и аравийских пустынях отдыхают пока очень редко. Организацией подобных путешествий занимаются несколько мелких московских турфирм. Директор одной из них, «ПанТерра тур», Георгий Леонтьев сообщил газете «Время новостей», что за год отправляет 20--30 человек в Йемен и 6--12 в Ливию. Программа большинства туров (хотя и не всех) включает более или менее продолжительные вылазки в пустыню (от одного дня и больше). В Алжир, который г-н Леонтьев считает слишком опасной страной, чтобы отправлять туда туристов, «своим ходом» просачиваются, по его данным, до пяти российских путешественников в год.
Основной причиной равнодушия россиян к сафари в пустыне Леонтьев считает не политические или иные трудности, а особенности русской ментальности и национальные стереотипы: «Наши люди не готовы платить 600--800 долларов, чтобы просто провести неделю в пустыне. Такие деньги они готовы отдать за пляжный отдых или за познавательный тур. Спроса на экологический туризм (а именно по этому разряду проходят у европейцев сахарские сафари) у нас, я думаю, не будет еще 4--5 лет». Вопрос цены, по мнению Леонтьева, в данном случае серьезной роли не играет. Сафари в разных арабских странах стоят по-разному. Аренда джипа с водителем может стоить от 45--50 долларов в день в Йемене до 200 долларов в день в Омане. Ни там, ни там ажиотажного спроса со стороны российских туристов не наблюдается.
Андрей ЗЛОБИН, Михаил КУКУШКИН, Юрий ШПАКОВ, Берлин