|
|
N°152, 19 августа 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Новое погружение в реальность
«Театр.doc» начинает сезон с фестиваля-лаборатории
Сегодня, 19 августа, премьерой спектакля «Война молдаван за картонную коробку» открывается семинар-лаборатория участников проекта «Театр.doc». Поскольку этот весной отметивший свою первую годовщину театр едва ли не самый популярный театральный проект последнего времени, а лабораторный жанр для него до сих пор является основным -- то и не в затишье межсезонья это событие способно было бы привлечь внимание всех заинтересованных театральных наблюдателей. Сейчас же, когда большинство театров пока не открылось, а первых премьер ждать еще долго, новый спектакль «Театра.doc», а также презентации грядущих работ участников проекта явно по-настоящему заинтригуют публику.
Для тех, кто никогда не бывал в подвале дома 11--13 в Трехпрудном переулке, где собственными силами участники проекта устроили крошечную театральную сцену и зал на пять рядов, нужно пояснить, что «Театр.doc» возник как экспериментальная площадка для молодых драматургов, режиссеров и актеров, начавших процесс освоения документального материала и превращения репортажных записей и интервью с самими разными героями в спектакли. Инициатива, занесенная в Россию англичанами из театра «Роял корт», давно работающими в технике «вербатим», что значит «дословно», в руках нового поколения театральных энтузиастов преобразилась довольно существенно. Причина ли в самобытности российского сознания, что не в состоянии ничего скопировать, при этом не усовершенствовав по-своему, или в густоте и своеобычности самой реальности, только спектакли про бомжей или шахтеров, заключенных из колонии строгого режима или телевизионных работников получались очень разными как по жанру, так и по способу конструирования исходного материала. Тут рождались и памфлеты, и капустники, и лирические драмы, и пантомимы, вот разве что оперы не было. Обращение к чужому и в своем роде экзотическому опыту учило, во-первых, вниманию к услышанному (меня, например, поразило, как легко на одном из семинаров Максим Курочкин, до того около года интервьюирующий бомжей, в течение часа от имени своего героя отвечал на вопросы аудитории, не выходя за пределы его лексики и манеры держаться), во-вторых, находить для эксплуатации подходящие формы -- Галина Синькина, ставившая спектакль после посещения Орловской колонии, ввела в него в качестве героини саму себя, ради того, чтобы оправдать форму диалога и не разрушить доверительность атмосферы. И конечно, поиск документального материала очень сильно раздвинул границы мира молодых авторов, обогатив множеством неожиданных и в то же время легко узнаваемых подробностей, мотиваций, расширив их лексический запас.
Кстати, споры о том, стоит ли использовать ненормативную лексику на сцене, в связи с документальными пьесами разгорелись с новой силой. Для одних это свидетельство аутентичности текста, передающее экспрессию и выразительность, для других -- знак беспомощности драматурга, не способного найти иные средства выразительности. Впрочем, тут на помощь приходит то самое правило документальности, которое легко нарушается в других случаях: если персонаж не обходится без мата в своей речи, если матерные слова давно стали частью его бытового разговора, то как обойтись без них на сцене?
Но в любом случае, прививка к британскому культурному саженцу дичка российской реальности пошла на пользу нашему театральному процессу, который обогатился рядом спектаклей, возможно уступающих в виртуозности и сложности театральной формы произведениям заслуженных мэтров, но превосходящих многие из них свежестью, живой актуальностью и своеобразием художественных задач.
Спектакль «Война молдаван за картонную коробку» тоже документальная драма, в его основе -- подлинная криминальная история, рассказанная драматургу Александру Родионову начальником одного из московских отделений милиции. Над его созданием трудился коллектив авторов: руководитель постановки Михаил Угаров, режиссеры Руслан Маликов, Татьяна Копылова, Сергей Пестриков. Исполнители -- молодые актеры, недавно появившиеся в Москве и, подобно героям, еще не прижившиеся и не до конца освоившиеся в ней.
21 августа театр продемонстрирует кое-что из своих планов на новый сезон: Галина Синькина и Ирина Карпова покажут анонс спектакля «Старушки и секс», драматург Екатерина Нарши -- пьесу «Я дочь своей матери», в презентации также примут участие другие участники проекта: Иван Вырыпаев, Александр Вартанов, Сергей Калужанов, Максим Курочкин, Руслан Маликов.
22 августа состоится представление работ, созданных на семинаре в Шаховской женской колонии, и состоится обсуждение темы принудительного труда, где будут обсуждаться вопросы как труда заключенных женщин, так и работа в офисе «белых воротничков», труд драматурга, пишущего не пьесу для души, а диалоги для мыльной оперы и т.д.
Алена СОЛНЦЕВА